Форум » Работы в театре » Мой бедный Марат (продолжение-1) » Ответить

Мой бедный Марат (продолжение-1)

VA: Обсуждение спектакля "Мой бедный Марат". Марат - Александр Домогаров.

Ответов - 192, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Татьяна: АЛ пишет: ...А напишу?... Значит-ца, так - или все-таки пиши что-нибудь, или удаляю весь этот наш "субботний бред" без жалости и без остатка! Так наоффтопили, что уже не продохнуть...

АЛ: Татьяна пишет: или все-таки пиши что-нибудь "Заметьте, не я это предложил!" А теперь серьезно: Мой бедный Марат… Интересно, какая сила заставляет "ловить" момент начала продажи билетов в кассе, бросать все дела и лететь сломя голову, чтобы их купить, а потом сидеть в маленьком "зале под крышей" и вновь не наблюдать, а проживать, сопереживая, эту старую как мир историю человеческих взаимоотношений? Самый любимый первый акт, очень любимый второй акт, и заставляющий затаить дыхание третий… Именно в такой последовательности: акт первый, акт второй и акт третий… Впрочем, то ли погода тому виной, то ли моя накопившаяся усталость и плохое самочувствие… а может, сыграл свою роль "сдвиг" спектакля в глубину сцены, - но вчерашний "Марат" показался мне очень "взрослым", взрослым настолько, что кардинально поменялся порядок восприятия: заставляющий затаить дыхание третий акт… очень любимый второй акт… и самый любимый первый… Так что же в нем все-таки ТАКОЕ, в этом спектакле, уже почти четырнадцать лет идущем в театре имени Моссовета, и неизменно при полном зале? И не просто полном – купить билеты можно только в первые 2-3 дня после начала продажи… Спектакле, заставляющем вновь и вновь возвращаться к себе, сидеть в зале, затаив дыхание, впитывать малейший нюанс, фиксировать это в памяти… а при попытке рассказать – сбиваться на образное восприятие, не в силах пересказывать крохотные отличия одного живого спектакля от другого? Вроде все знакомо – а выходишь из зала в состоянии какого-то внутреннего опустошения, и требуется время для возврата к современной действительности… Состояние знакомое… Когда-то мне посчастливилось посмотреть "А зори здесь тихие…", постановку Юрия Любимова в Театре на Таганке. И хотя сама история "боев местного значения" девушек-зенитчиц забытого начальством разъезда с немецкими парашютистами была очень знакома (и повесть Васильева читала, и фильм Ростоцкого смотрела – и то и другое понравилось), но спектакль напрочь перевернул и отношение к театру, и отношение к войне. Перепахала не только лаконичность сценографии – прикрепленные тросами к колосникам защитные борта грузовика, на котором приехали девушки на этот разъезд. Они становятся всем: деревьями в лесу, топким болотом, перевернувшись на миг светлой стороной – кусочком мирной жизни, последним предсмертным видением… В финале эти же доски "танцуют" вальс "Осенний сон", тихо кружась под эту мелодию – "Реквием" по погибшим. Вместо поклонов… В полутемном фойе притихших, опустошенных зрителей провожали пять обелисков со звездочками. Говорить не хотелось, в ушах еще звучал финальный крик-стон старшины Васкова, ведущего немцев: "Что, взяли? Пять девчонок у меня было... пять..." И его же крик шепотом в разговоре с Ритой: "За что я вас, пятерых, положил? За железку? За Беломоро-Балтийский канал имени товарища Сталина?" То был действительно КРИК ШЁПОТОМ. А теперь снова "Марат". Акт второй. Возвращение Марата. Возвращение к Лике, но - первым делом - объятия с Леонидиком. - Марат, ты забыл про меня? - Он же СОЛДАТ, глупая! Не оправдание, - объяснение, констатация факта. СОЛДАТ. Вот оно - общее прошлое, война. "Я раньше думал: "лейтенант" звучит вот так: "Налейте нам!" И, зная топографию, он топает по гравию…" Любимая всеми мальчишками "игра в войнушку"! Здесь и побег Марата на фронт, и его дурацкая записка "Да, я не поймал парашютиста", - приключение, хоть и "буду мстить..."! "НАЛЕЙТЕ НАМ!" Даже триумфальное возвращение – с чемоданом коньяка и "Звездочкой" на груди – оттуда же. Как и скромная подпись "Герой Советского Союза Марат Евстигнеев". "Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа"… Первым это понимает Леонидик, потерявший руку… Опять парашютист, трагический авторский повтор. Чуть позже – Марат. "Я бы тебе сказал. Но не скажу…" Я не знаю, как сложатся дальше судьбы героев, "последний перекур" звучит очень неопределенно. Останутся ли вместе Лика с Маратом? Сможет ли Леонидик начать все сначала? Не знаю. Знаю одно, последний тост: "Никогда не изменять нашей зиме сорок второго!" - это клятва, девиз, обещание, которому герои никогда не изменят. И это общее прошлое, сплотившее, сроднившее их, дающее право оказать помощь, когда она нужна, и получать ее, когда это необходимо – навсегда. "Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели..." Это про них… Бошик пишет: Если и дальше будут посты, не относящиеся к теме - я оставляю за собой право удалять их без объяснений. Уважаемый господин администратор! Начала писать о спектакле, но… то ли погода, то ли настроение, то ли пятница, 13-е… в общем "все на свете против нас", получилось не совсем об этом спектакле. Точнее, совсем не об этом спектакле. Поэтому при желании можете удалить этот пост в любую другую тему. Либо удалить вообще.

Ka: Татьяна,АЛ - СПАСИБО ВАМ! эээ...ЗАВИДУЮ - "белой завистью" (а зависть - бывает - белой??? ) Нет, правда, - спасибо - у меня нет возможности увидеть "живой" спектакль, но вновь окунуться в атмосферу этого потрясающего действа - приятно, очень приятно, Ваши посты помогают это сделать. Помню, "Мой бедный Марат" произвел на меня неизгладимое впечатление. Александр Юрьевич - ПОРАЗИЛ. P.S. Спасибо за Ваши отзывы - ОГРОМНОЕ....но ...знаете я два раза смотрела этот спектакль ...и - оба раза - напилась ...(нет, ну не то чтобы... ). просто я не совсем понимаю, как ЭТО можно смотреть ПОСТОЯННО. (Еще меньше я понимаю, как ЭТО можно ИГРАТЬ ПОСТОЯННО, - но...ТАЛАНТ - он на то и ТАЛАНТ - существо - загадочное...). За эту роль - АЮ Домогарову - поклон - до Земли!


Бошик: АЛ пишет: Поэтому при желании можете удалить этот пост в любую другую тему. Либо удалить вообще. Извините, АЛ, но Ваш пост останется здесь. Он - в тему. И большое спасибо за Ваш рассказ и о спектакле и не только о нем. Желания удалять - у меня нет и не было.

Коломбина: Татьяна пишет: Пятница, 13-е, спектакль, не сразу возникший в репертуаре на месяц, безумная круговерть собственных проблем и забот – все это было причиной того, что до самого последнего момента меня не оставляло чувство неуверенности, нереальности сегодняшнего (нет, снова – уже вчерашнего…) «культпохода»… АЛ пишет: Интересно, какая сила заставляет "ловить" момент начала продажи билетов в кассе, бросать все дела и лететь сломя голову, чтобы их купить, а потом сидеть в маленьком "зале под крышей" и вновь не наблюдать, а проживать, сопереживая, эту старую как мир историю человеческих взаимоотношений? Как близко мы все-таки подошли к друг другу... Только купив билет, поняла, что 13 - это пятница, что шансы уйти с работы (в разгар аврала) в 17.30 равны нулю... Однако, все удалось, но сначала, маршрутка, мчащаяся к спасительному метро, зацепила машину, которая стояла у обочины...и предательская мысль "Не надо мне туда сегодня ехать...." Но все мои страхи, сомнения кончились вместе с тишиной.... Это всего лишь МОЙ четвертый "Марат"...И я не могу сказать, кто и что сделал в том или ином спектакле в той или иной сцене, для меня важнее то состояние, которое несут здесь и сейчас актеры, через своих героев... Вчера они были такие юные, и вместе с тем такие взрослые (у каждого своя точка взросления), но именно она свела их в одной квартире, потому что они ТАК нуждались друг в друге, что были ПОСЛАНЫ друг другу... ВО СПА-СЕ-НИЕ... ДРУГ ДРУГА!!!! И они начали спасать, как знали, как умели, как считали правильным...Но, мы не видим общей картины мира...И как только они начинают принимать решения друг за друга (фактически, вчера решение за Лику и Леонидика принял не только Марат, но и Леонидик за Марата и Лику , слишком хорошо они знали слабые места друг друга) , та Вселенная, которую они строили, холили и лелеяли приходит в движение и рушиться, как карточный домик, увлекая в свою круговерть не только героев, артистов ...но и меня... Они верили, что они сильные и смелые, что все преодолеют...девочка Лика и мальчик Марат... Не смогли, не преодолели...и уход Леонидика не оставляет надежды на счастье, слишком связаны эти трое, слишком близко они друг к другу ...13 лет жизни нельзя перечеркнуть, разбитые мечты не склеиваются...их всегда будет трое... АЛ пишет: Вроде все знакомо – а выходишь из зала в состоянии какого-то внутреннего опустошения, и требуется время для возврата к современной действительности… Когда спектакль заканчивается, я всегда иду пешком еще одну станцию метро, чтобы не потерять, ту силу, которую в меня "вливали " по капле, забирая СЕБЕ МОЮ БОЛЬ , артисты... Вчера, я ехала домой в метро, и как только прикрыла глаза, предательские слезы хлынули наружу...а я давала себе слово, что плакать не буду... потому что я сильная и смелая, и я уверенно иду по этой жизни, и я принимаю решения, пусть неправильные, но я больше не плачу.... А утром, я встала с чисто постиранной и выглаженной душой... Я не знаю, КАК благодарить Александра Домогарова (собственно , именно его пришла смотреть на театре 4 года назад), Ларису Кузнецову , которую впервые увидела именно в этом спектакле (и теперь узнаю в любом фильме даже в крошечных ролях), Андрея Ильина, который сломал все мои стереотипы.... Когда тебе помогают выжить, преодолеть ... какими могут быть слова благодарности?!... Поэтому, я всегда вспоминаю в своей молитве Александра, Ларису и Андрея... Дай Бог, Вам всего - всего - всего!

Neha: Ka пишет: просто я не совсем понимаю, как ЭТО можно смотреть ПОСТОЯННО. (Еще меньше я понимаю, как ЭТО можно ИГРАТЬ ПОСТОЯННО Спасибо за эту фразу. После первого своего "Марата" я задавала себе тот же вопрос. Но только после первого. Теперь же я могу сказать: Я ПОНИМАЮ! Я понимаю, как можно СМОТРЕТЬ его постоянно, и понимаю, как можно его постоянно ИГРАТЬ!!! Это русская душа, необъятная и необъяснимая, которую можно только прочувствовать и только такой же душой, необъятной и глубоко чувствующей. Это глоток свежего воздуха в засилье мути, желтизны и прочей шушеры... Жизнь это наша, наши реалии, наши характеры, это мы. Эта пьеса - грандиознейший по своей насыщености материал с массой пластов, тончайшими струнами психологии, которые можно рассматривать, продумывать, переосмысливать снова и снова, "прорабатывать" то одно, то другое, искать ответы на вопросы - находить и потом... возвращаться и искать заново Голова идет кругом, когда пытаешься хотя бы оформить в слова весь тот список тем и пластов, заложеных в этом спектакле... Это философия жизни: жизни ВООБЩЕ, нашей жизни и жизни конкретно моей, твоей, его, ее... (наверно, громко звучит, но упростить не получается). Этот спектакль - мощнейшая энергетика, которая пульсирует между актерами и зрителями, выжимая каждого и НАСЫЩАЯ одновременно Это очищение. Очищение через переживание и сопереживание. Достаточно только заглянуть в глаза актерам после спектакля... Или зрителям. Мне много доводилось читать в отзывах о том, что этот спектакль опустошает. Со мной, всё наоборот: меня он НАПОЛНЯЕТ! ФАНТАСТИЧЕСКИ. И это вполне естественно: в него заложена такая грандиозная энергетика - всех тех, кто так или иначе "связан" с ним... И в максимальной степени - энергетика и мощнейший посыл трех потрясающей силы личностей, которые, выходя на сцену, каждый раз снова и снова проходят это "чистилище" - с нами, для нас и... для себя тоже. И для себя тоже. И тоже обретают наполненность. Через нерв, да, через эмоциональный надрыв, да. Вытряхивая себя наизнанку, да. Но после такой чистки, после освобождения от тяготившего и ненужного ОБЯЗАТЕЛЬНО наступает легкость и свобода И состояние наполненности энергией чистоты и обновления. Физическая измотанность есть, грандиозная, ее не может не быть, но вместе с ней приходит и чувство удовлетворения, и эмоциональная насыщенность, и еще целая гамма ощущений и состояний. И если всё "сделано" правильно (а всё сделано правильно!) - то эта энергия и наполненность ЕСТЬ. Отдает человек себе в этом отчет или нет, она ЕСТЬ. От проделанной душевной (и духовной) работы, от полученной отдачи - она ЕСТЬ. Энергия обновляется, очищается, дает силы актерам снова выходить на сцену и переживать всё сначала - и снова проходить процесс этой чистки и обновления. А иначе невозможно столько лет исполнять ТАКОЕ и ТАК! Если бы это был только процесс саморазрушения - он бы вел в никуда. Но это не так. Это обновление через переживание, это утверждение через отрицание, это наполнение через опустошение. И зритель, проделавший такую же работу, как и актеры на сцене, тоже должен уйти со спектакля в состоянии наполненности! Энергия не уходит в никуда. Она преобразуется. В нечто качественно новое. Поправьте меня, если я не права

Neha: продолжение. И в связи с этим хотелось бы еще об одном моменте сказать. Не раз доводилось читать в отзывах сомнения по поводу финальной сцены и "что будет потом". Будут ли эти двое счастливы, зная, что Леонидик... сможет ли Леонидик начать все сначала... ведь он слабый... и проч. Ну почему столько пессимизма в нашем человеке?! БУДУТ! СМОЖЕТ! И - он НЕ слабый! Леонидик был слабым в первой части. Нуждался в защите и материнской ласке, нелополученной, недоиспытанной заботе. А потом, в 46-м, он уже сильный. Прошедший войну СОЛДАТ. Мужчина, способный бороться и - главное - добиться победы в "борьбе" за Лику. То демонстрацией силы перед "соперником" (причем, в основном физической: фингал Марату, меряние силой на руках, поднятие тяжестей в виде кровати и пр.), то декларированием своей одинокости ("я без тебя пропаду"). И, наверное, нет более эффективного способа воздействия на женщину, чем надавить на жалость. У нее срабатывает вековой материнский инстинкт - защитать, оберегать, и она жертвует собой, идет на уступки, забывает себя и свои желания. В 59-м Леонидик уже и вовсе "хозяин". Твердо стоящий на земле обеими ногами (Ильин изумительно передает это всей своей позой, походкой, жестикуляцией, голосом), добившийся статуса и материального благополучия ("квартиру обещали"), со своими суждениями о жизни, об "окопавшейся шушере", с надежным тылом в виде жены, которая и чернила купит, и о тираже похлопочет, и грудью бросится его защищать перед кем бы то ни было, даже перед Маратом... Не слабый он. Не слабый. Вот и осознание ситуации и решение уехать - это тоже его сила. Только теперь приложеная правильно... И теперь по поводу "БУДУТ!" Энергия не исчезает в никуда, она так или иначе должна найти свой выход, реализоваться. Любовь, желания, стремления, порывы, надежды, мечты, жажда счастья, потребность самореализации и прочее - это тоже энергия! Сколько можно ее сдерживать? Можно перекрыть водный поток плотиной, вода будет скапливаться, застаиваться, покрываться тиной, но придет время, пик, когда не нашедшая выхода энергия прорвет плотину и вода разольется вширь и в мощь! Свобода - вот она, ее так хотела душа! Фантастика! Сила! Полнота жизни и половодье ощущений! В нашей жизни мы все время с чем-нибудь миримся, свыкаемся, идем на уступки, отрабатываем какие-то долги (правильно или неправильно, всё - по ситуации, да и речь сейчас не об этом). И наступает такой момент (и у каждого этот пик свой, своя точка кипения), когда приходит осознание, что свой долг ты уже ОТДАЛ, отработал с лихвой, расплатился за него собой. С процентами. И теперь можешь (и ДОЛЖЕН) себе позволить ЖИТЬ, а не только "отдавать долги". Потому что всё имеет свои пределы, отпущеный ему срок. Марат и Лика свой "долг" перед Леонидиком (а был ли таковой?) "отработали". И его уход - осознанный уход - должен принести им только чувство освобождения. Прорыв плотины... Жизнь идет по спирали. Мы время от времени "почему-то" оказываемся в одних и тех же ситуациях: да потому что жизнь дает нам шанс решить ситуацию иначе, если в "прошлый раз" мы решили ее неправильно! Проверяет, извлек ли ты урок или будешь наступать на те же грабли? Научился ли ты чему-нибудь или так дураком и помрешь, как в пословице. Вышел ли ты на другой уровень (усвоил ли программу, перешел в следующий класс) или будешь топтаться на месте (останешься второгодником). Главное - понять, что это тебе дается еще один шанс. Понять. Мне видится, что эти трое это поняли... Все трое. В прошлый раз задачку с тремя неизвестными они решили неверно. Кому от этого было хорошо? Сейчас - еще один шанс найти ответ. Вернуться в ту зиму 42-го и - больше никогда ей не изменять... И финальный тост "Никогда не изменять нашей зиме сорок второго!" (произнесенный к тому же "камнем преткновения" всей этой треугольной конструкции - Леонидиком) звучит совершенно жизнеутверждающе! Будущее ЕСТЬ. У всех троих. Сколько же пессимизма в нашем человеке?! Сколько и чего нужно ему пережить, чтобы он наконец понял и принял аксиому, что счастье есть! И что для него нужно совсем немного. Хочется встряхнуть его за плечи и спросить: сколько ты еще будешь терпеть боль? когда уже будешь счастлив? сколько ты еще собираешься жить? и главное - КАК? Выбор только за тобой.

Ka: Neha !!! Спасибо! КАКАЯ ЖЕ ВЫ ВСЕ-ТАКИ - УМНИЦА!!! (нет, спектакль никогда не вызывал во мне чувство опустошенности, конечно- НЕТ! Он ПО СУТИ, внутреннему содержанию - жизнеутверждающий (тут я с Вами - совершенно согласна!!!), просто до осознания этого жизнеутверждения - нужно еще "доползти", через труд души и снова пережив "как вы живете...", согласна с Вами - это философия жизни вообще и "цепляет" любого человека "любившего-нелюбившего, успешного-неуспешного, страдавшего-нестрадавшего"-ЛЮБОГО - в том-то и штука тяжести восприятия...и квинтессениция - согласна с Вами - СЧАСТЬЕ - ЕСТЬ - ОНО ВОЗМОЖНО!) Огромное спасибо за Ваш ответ. очень хорошо сказано (ой- написано! )

Эл: Ka пишет: просто до осознания этого жизнеутверждения - нужно еще "доползти", через труд души и снова пережив "как вы живете..." И мне кажется, что дороги за стенами этой комнаты не из легких. Главное, есть куда возвращаться. Возможно, что в четвертом акте теперь уже Марату надо будет ответить "как вы живете..." Мне нравится этот спектакль тем, что ни режиссер, ни артисты не "разжевывают" всё зрителям, не "кормят с ложечки". Что есть простор для предположений...и из этого - возможность почитать такие интересные отзывы!

Коломбина: Neha пишет : И в связи с этим хотелось бы еще об одном моменте сказать. Не раз доводилось читать в отзывах сомнения по поводу финальной сцены и "что будет потом". Будут ли эти двое счастливы, зная, что Леонидик... сможет ли Леонидик начать все сначала... ведь он слабый... и проч. Ну почему столько пессимизма в нашем человеке?! Знаете, у меня нет сомнений... Я сколько смотрела, ощущение одно: Леонидик уходит только потому , что понял, что его любимая женщина погибает...еще немного и ее не будет, забавной, смешной девчонки, мечтающей что-то там исследовать...Все, что он говорит, только к одному, чтобы оторвать ее от этого дурацкого магнитофона, в котором звучит не ИХ вальс, отнимающий у Лики по капле силу и веру в себя... Он спасает ЕЕ, уходя... Даже, если она не будет счастлива...она должна чувствовать!... А еще: весной 42-го они не сказали еще друг другу НИЧЕГО... и были ВМЕСТЕ и СЧАСТЛИВЫ... Не знаю, пессимизм ли это....Но нельзя вступить в одну реку дважды... И счастье в финале, это больше к лирическим героям....а они слишком живые...эти Марат, Лика, Леонидик...эти Александр, Лариса, Андрей...как много боли... Но это, конечно, ИМХО...

АЛ: Neha пишет: Леонидик был слабым в первой части... А потом, в 46-м, он уже сильный. Прошедший войну СОЛДАТ. Мужчина, способный бороться и - главное - добиться победы в "борьбе" за Лику. То демонстрацией силы перед "соперником" (причем, в основном физической: фингал Марату)... то декларированием своей одинокости ("я без тебя пропаду")... В 59-м Леонидик уже и вовсе "хозяин". Твердо стоящий на земле обеими ногами… с надежным тылом в виде жены, которая и чернила купит, и о тираже похлопочет, и грудью бросится его защищать перед кем бы то ни было, даже перед Маратом... Ну что ж… Попробуем разобраться с Леонидиком? Год 1942. Домашний инфантильный мальчик, попавший в военную мясорубку… Он быстро взрослеет, и главное доказательство тому – добровольный уход на фронт. Марат своим уходом «не оставил выбора», но… оправдание перед самим собой можно найти всегда. Хотя бы необходимостью заботится о Лике. Не захотел, не стал. Мальчик стал мужчиной. Год 1946. «Сильный мужчина», с чемоданом стихов, опытом работы во фронтовой многотиражке… С искалеченной рукой и тягой к спиртному. Фингал Марату – доказательство силы? Физической – да. А «я без тебя пропаду?» куда приткнем? На войне все средства хороши? Шантаж – оружие сильного? Год 1959. «Хозяин жизни», твердо стоящий на земле… с рассуждениями о бюрократах, зарубивших тираж… дома, на кухне. А вот решать житейские вопросы: купить чернила, принести бумагу, похлопотать о тираже, – с чистой совестью доверяет жене, «неосвобожденной заведующей отделением». Пока она хлопочет, поэт будет творить заветное, «не для печати», «в стол»… Сильный мужчина? Не уверена. Похоже, не уверена в этом не только я, и вопрос Марата «Что ты с ним сделала?» - именно об этом. Neha пишет: Будущее ЕСТЬ. У всех троих. Не знаю. Похоже, даже автор в этом не уверен, не зря же в финале – многоточие. Коломбина пишет: Не знаю, пессимизм ли это....Но нельзя вступить в одну реку дважды... И счастье в финале, это больше к лирическим героям....а они слишком живые...эти Марат, Лика, Леонидик... Да, они – слишком живые. Леонидик, который впервые принял решение ЗА ВСЕХ. Марат, впервые подчинившийся чужой воле. И Лика, которой из «ведущего» (а 13 лет брака с Леонидиком не сотрешь одним движением руки) предстоит вновь стать «ведомым». Справятся ли? Эл пишет: И мне кажется, что дороги за стенами этой комнаты не из легких. Главное, есть куда возвращаться. "Никогда не изменять нашей зиме сорок второго!" – это навсегда.

Ka: Всем - доброе время суток! АЛ пишет: Да, они – слишком живые. Леонидик, который впервые принял решение ЗА ВСЕХ. Марат, впервые подчинившийся чужой воле. Марат НЕ ПОДЧИНИЛСЯ чужой воле, НЕ ПОДЧИНИЛСЯ - ОН - НАКОНЕЦ - СКАЗАЛ - ПРАВДУ - ДА (в ответ на "не трусь, Марик, говори правду" Леонидика). ОНИ ВСЕ - наконец сказали ПРАВДУ. Я...не согласна ни с Колобиной, ни с АЛ...я понимаю, что вы смотрели спектакль от 13.02.2009г., НО! за два года смысл пьесы не мог ПОМЕНЯТЬСЯ КАРДИНАЛЬНО! Много писать не буду, Лучше Neha - все равно не напишу, ее восприятие спектакля - мне - гораздо ближе. И как там цитирует Леонидик Марата?:"даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала...ну, конечно это перебор, но..." ЭТО основная мысль Арбузова (имхо), и именно этому посвящена вся эта тяжелая "препаровка души" в конце пьесы - попытаться привести людей к мысли, что "ну не поздно что-то менять в своей жизни - находить-возвращать любимых, либо осуществлять наконец другие свои мечты и стремления, осуществление счастья - в руках человека - надо просто перестать лгать - для начала - самим себе - "не трусить и сказать - ПРАВДУ". Я думаю, что у Лики и Марата - ОБЯЗАТЕЛЬНО - есть будущее. не зря же в финале – многоточие. А многоточие - это - НАДЕЖДА. P.S. Знаете, это так парадоксально и ...хорошо! что мы все - такие разные...надо же- смотреть одну и ту же пьесу и - так по-разному ее понимать. Всем - ОГРОМНОЕ спасибо за Ваши посты, я не была на "живом" спектакле и МНЕ ОЧЕНЬ интересно было их читать...СПАСИБО!

АЛ: Ka пишет: И как там цитирует Леонидик Марата?:"даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала...ну, конечно это перебор, но..." ЭТО основная мысль Арбузова... Я думаю, что у Лики и Марата - ОБЯЗАТЕЛЬНО - есть будущее На самом деле то, что написал Арбузов, и то, что поставил Житинкин - разные вещи. "Ты только не бойся, мой бедный Марат! Не бойся быть счастливым!" Это у Арбузова. Финал. Слова Лики после ухода Леонидика. У Житинкина - многоточие...

Ka: Вы, ради Бога извините, но Я - НЕ ВИЖУ принципиальной разницы.Понимаете, вот лично для меня - тяжесть восприятия этого спектакля в том, что вопрос Марата "Скажи мне, друг мой - ты устал жить?" - он НАПРАВЛЕН КАЖДОМУ ЗРИТЕЛЮ, и т.к. АБСОЛЮТНО счастливых людей - нет, у каждого есть что-то несбывшееся - то ли любовь, то ли мечты, чаяния и надежды, связанные с работой - да не важно - ЧТО, у каждого есть что-то несбывшееся...и именно в это - БЬЕТ этот вопрос, причем "бьет ниже..." Да неважно мне - лично мне - по БОЛЬШОМУ СЧЕТУ - будет ли Марат жить-дружить с Ликой или найдет ли Леонидик себе жену (извините, завелась...). Просто - лично у меня - в лоб - со сцены - Марат - спросил -КАК Я ЖИВУ - и понятно - что что-то (для достижения своего ЛИЧНОГО счастья ) - надо менять! но где взять на это силы? А вот за ощущение в конце спектакля, что и силы и возможности - КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК - найти - МОЖЕТ - СПАСИБО - Домогарову, Кузнецовой, Ильину...-

Коломбина: Ка пишет: ну не поздно что-то менять в своей жизни - находить-возвращать любимых, либо осуществлять наконец другие свои мечты и стремления, осуществление счастья - в руках человека - надо просто перестать лгать - для начала - самим себе - "не трусить и сказать - ПРАВДУ". Это мог сказать только человек, который точно знал, что не все в этом мире зависит от желания одного или другого... Арбузов, влюбленный страстно и безнадежно, готовый в любую минуту отказаться ради любимой женщины от всего, Арбузов, написавший "Таню" за несколько часов, знал, что такое безысходность... И может быть, безысходность Житинкина другая .... И может быть, кто-то видит точку Арбузова, а кто-то многоточие Житинкина... И все мы видим Марата, Лику и Леонидка, за которыми стоят живые ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ переживания Домогарова , Кузнецовой, Ильина... "Не дай мне, Бог, сойти с ума..." Но все-таки взываю: Александр Юрьевич, отзовитесь...если, конечно, можете ...Или дайте знак... Неужели придется звать...Андрея Альбертовича????/(шепотом) На сим заканчиваю.. "Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ВАША ЧЕСТЬ, И смело ей себя вверяю..." ( Sorry , за оффтоп ... )

АЛ: Ka пишет: Я думаю, что у Лики и Марата - ОБЯЗАТЕЛЬНО - есть будущее. Коломбина пишет: 13 лет жизни нельзя перечеркнуть, разбитые мечты не склеиваются... Прошло 13 лет. И у каждого за спиной свой "опыт - сын ошибок трудных". Вы уверены, что в этом браке мирно уживутся "дети" из разных семей? Может быть, поэтому режиссер и поставил многоточие?

АЛ: Ka пишет: Вы, ради Бога извините, но Я - НЕ ВИЖУ принципиальной разницы. Для меня, если коротко, разница между пьесой и спектаклем принципиальна: у Арбузова решает Лика, и в 1942 году - остаться у Марата, и в 46-м - остается с Леонидиком, и в 59-м - выбирает Марата. У Житинкина решают за Лику: в 46-м - Марат, в 59-м - Леонидик.

Коломбина: Ал пишет: Для меня, если коротко, разница между пьесой и спектаклем принципиальна: у Арбузова решает Лика, и в 1942 году - остаться у Марата, и в 46-м - остается с Леонидиком, и в 59-м - выбирает Марата. У Житинкина решают за Лику: в 46-м - Марат, в 59-м - Леонидик. Потому что любимая женщина Арбузова - сделала выбор...и не в его пользу... У каждого своя Лика....

Александр Домогаров: Отзываюсь. Не могу пока сформулировать свои, простите, отнюдь не мысли театроведа , по поводу ВАШИХ размышлений... Но ТОЧНО знаю одно, ВЫ даете НАМ - ТАКОЙ повод ДУМАТЬ!!!!!, над тем, что ВЫ видите в спектакле.... Я хочу сказать - СПАСИБО!!!!

Ka: Александр Юрьевич, ВАМ - ОГРОМНОЕ - СПАСИБО!!!

АЛ: Александр Домогаров пишет: отнюдь не мысли театроведа Так и мы тут... просто зрители

Neha: АЛ пишет: Попробуем разобраться с Леонидиком? Мы просто применяем разные критерии. АЛ пишет: А «я без тебя пропаду?» куда приткнем? На войне все средства хороши? Шантаж – оружие сильного? А разве сказать правду - это шантажировать? Он на самом деле так считал. Что пропадет.

Коломбина: Александр Домогаров пишет: Отзываюсь. Не могу пока сформулировать свои, простите, отнюдь не мысли театроведа Спасибо, Александр Юрьевич! Так, мы же о наболевшем....То, что стучит, как "пепел Клааса"... Боюсь, что театраведам, далеко не все наши мысли понравились бы...

АЛ: Neha пишет: А разве сказать правду - это шантажировать? В данной ситуации - безусловный шантаж. Нетрудно предугадать и реакцию Лики, и поведение Марата. "Мне это не нравится больше, чем тебе!"

Коломбина: Neha пишет: А разве сказать правду - это шантажировать? Он на самом деле так считал. Что пропадет. На мой взгляд, в этой истории - это запрещенный прием... Не так прост, этот Леонидик... И Андрей Ильин играет, что Леонидик знает ЧТО делает! Но опять же , это ИМХО

Neha: Коломбина пишет: И счастье в финале, это больше к лирическим героям....а они слишком живые...эти Марат, Лика, Леонидик...эти Александр, Лариса, Андрей...как много боли... Вот и хочется, чтобы ее было поменьше... этой боли. Вообще и в частности... Не совсем понимаю, что подразумевается под фразой "счастье в финале, это больше к лирическим героям... а они слишком живые". Я тоже - живая. Но всё, что я тут писала (про сдерживаемую энергию, про боль, про пик и прорыв к половодью ощущений, про еще один шанс, про "всё с нуля", про состояние счастья без всяких условий) - я писала и про СЕБЯ (если уж на то пошло ). Не с потолка Не с лирического героя. С реального человека Которого я даже немножечко знаю И если хоть кому-нибудь написаное мною добавит сил, я буду считать, что писала это не зря. (Коломбина, дальше уже не Вам лично, а вообще ) Я знаю, нельзя сравнивать наше время и время войны. Совершенно верно. Но тем более: если в страшное время, находясь на волоске от смерти, они могли быть счастливы (заглатывая содержимое посылки, выменяв кусочек сахара, танцуя под воображаемую музыку...), то неужели же 13 лет мирной жизни могли убить в них способность быть счастливыми????!!!!!!!!!!!!!!!!!! НЕ ВЕ-РЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Отказываюсь верить!!!!!! Особенно потому, что русский человек обладает удивительной способностью выживаемости И выживаемости именно ДУШИ. Он, как никто другой, способен СОСТРАДАТЬ боли другого, как никто другой, способен СТРАДАТЬ, - и как никто другой, способен ПРЕОДОЛЕТЬ любые страдания. Только одно мне покоя не дает: неужели нужны ЭКСТРА-условия, форс-мажор, чтобы наш человек ощутил вкус и радость ЖИЗНИ, радость БЕЗУСЛОВНУЮ, а в обычных (мирных) условиях его могут сделать просто несчастным слова кассирши в театре или дождь за окном???

Neha: АЛ пишет: В данной ситуации - безусловный шантаж. Вы знаете, АЛ, у меня нет цели поспорить или переубедить Потому что (как я уже говорила) мы все применяем разные критерии к одним и тем же лицам или событиям. И каждое мнение имеет право на существование. По-вашему, это безусловный шантаж, по-моему - констатация факта (Марату был задан тот же вопрос, он сделал выбор помолчать). По-вашему, Лика была "ведущей" (хотя, как Вы же и пишете, " У Житинкина решают за Лику: в 46-м - Марат, в 59-м - Леонидик"), по-моему, она оказалась "ведомой". Лика очень сильная личность но она не "ведущая" (на мой взгляд)... По-вашему, "Марат, впервые подчинился чужой воле", по-моему - не подчинился разве можно было МАРАТА (!) подчинить своей воле?!!! Разве можно было ЗАСТАВИТЬ его остаться, если бы он САМ этого не хотел? По-моему, нет... Опять же повторюсь: сам материал пьесы и спектакля настолько объемен, в нем столько пластов, что неизбежно будут эти различия в восприятии Да и мы все разные.

VA: Ka пишет: ЧТО, у каждого есть что-то несбывшееся...и именно в это - БЬЕТ этот вопрос, причем "бьет ниже..." Очень больно Коломбина пишет: Боюсь, что театраведам, далеко не все наши мысли понравились бы... Коломбина, меньше всего мне хотелось бы, чтобы театроведы были в восторге от наших или моих мыслей. Здесь, мне думается, нельзя ставить на одну планку профессиональный взгляд и зрительское восприятие. Впереди рабочий день, и не самый легкий, а тут такой разговор...

Татьяна: Neha пишет: По-вашему, это безусловный шантаж, по-моему - констатация факта (Марату был задан тот же вопрос, он сделал выбор помолчать) Так-то оно так, но как вписываются в эту "схему" сказанное Леонидиком парой минут раньше: "Он [Марат] в Саратов ехать собрался!"? Между "я, может, уеду" и "ехать собрался" - дистанция огромного размера... А все остальные вопросы (и ответы на них) были уже позже...

Haidy: Татьяна пишет: как вписываются в эту "схему" сказанное Леонидиком парой минут раньше: "Он [Марат] в Саратов ехать собрался!"? А по-вашему, как? В принципе, истолковать эти слова можно абсолютно по-разному, в зависимости от восприятия и настроя. К примеру, мне и сейчас думается, что сказаны они были для того, чтобы наконец прояснить тяготившую всех ситуацию и дать всем возможность высказаться - Марату в первую очередь, потому как просто отмолчаться при такой постановке вопроса уже не удастся.



полная версия страницы