Форум » Работы в театре » Мой бедный Марат (продолжение-1) » Ответить

Мой бедный Марат (продолжение-1)

VA: Обсуждение спектакля "Мой бедный Марат". Марат - Александр Домогаров.

Ответов - 192, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

VA: Перечитала все сообщения со вчерашнего дня. Н-да... Каждый в чем-то прав. Но, оценивая свое восприятие этого спектакля, повторю эти вот слова: Эл пишет: Мне нравится этот спектакль тем, что ни режиссер, ни артисты не "разжевывают" всё зрителям, не "кормят с ложечки". Что есть простор для предположений... И очень понравились Ваши слова, Neha. За все Ваши слова - особая благодарность моей души. Однако, "ближе и роднее" лично мне размышления АЛ. Потому что совпадают с моим мнением, с моим вИдением. Ну, понимаете, каждый человек думает по своему. Да, мы видим ОДИН спектакль, но пропускаем через себя, через свои мысли, через свои жизненные позиции, устои. ЧЕРЕЗ СЕБЯ. Но мы же - разные. Потому и получается разнообразие мнений. Посмотрите на окружающую действительность - как часто мы не совпадаем во мнениях в жизни? И, по-моему, когда мы тут спорим, вроде бы, о спектакле "Мой бедный Марат" театра имени Моссовета, то спорим больше НЕ о спектакле. Спорят наши взгляды на жизнь.

Татьяна: Haidy пишет: истолковать эти слова можно абсолютно по-разному, в зависимости от восприятия и настроя. К примеру, мне и сейчас думается, что сказаны они были для того, чтобы наконец прояснить тяготившую всех ситуацию и дать всем возможность высказаться Я бы согласилась с Вами, если бы не одно маленькое "но", - если бы сказано было не "он в Саратов ехать собрался", а "ехать собирается". В том же, как это говорится в спектакле, мне видится уже не просто шантаж, но - прямое манипулирование.

Коломбина: " ...Мне казалось, нельзя, чтоб "Выхода нет". А вот оказалось, случается. На год, на два, на десять лет выхода нет! А жизнь не кончается. А жизнь не кончается все равно, а люди встречаются, пьют вино, смотрят кино, в автобусах ездят, ходят по улицам вместе... вместе... Называют друг друга: "Моя!" "Мой!" Говорят друг другу: "Пойдем домой!" Домой... А ты мне: "'Куда пойдем?" У бездомных разве бывает дом?" (Вероника Тушнова)


АЛ: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, на могилах у мертвых расцвели голубые цветы. Расцвели и опали... Проходит четвертая осень. Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат. У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя - только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны, все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, что отцами-солдатами будут гордится сыны. Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется? Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен? Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,- у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен. Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит, и не надо погибшим, чтоб живые любили за них. Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате. Разве горю такому помогут рыданья живых? Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Кто в атаку ходил, кто делился последним куском, Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском. Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат. И твои костыли, и смертельная рана сквозная, и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,- это наша судьба, это с ней мы ругались и пели, подымались в атаку и рвали над Бугом мосты. ...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты. А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,- пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду, чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы. Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя. Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем - все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя. 1945 (Семен Гудзенко)

Ka: Но я по-прежнему считаю, что "мой бедный Марат" - это (конечно - упрощенно, ТАМ СТОЛЬКО ВСЕГО!) - это попытка призыва "люди - измените свою жизнь - оставьте позади ненужное - и - ПОПЫТАЙТЕСЬ - НЕ БОЙТЕСЬ - быть СЧАСТЛИВЫМИ!" "...Он замолчал, ему стало немного страшно, и Лика поняла это. Л и к а. Нет-нет, все будет хорошо... (Негромко.) Ты только не бойся, не бойся быть счастливым... Не бойся, мой бедный Марат!.." (Арбузов "Мой бедный Марат") Я уже писала, что МОЕ восприятие постановки Житинкина - еще более "однозначное" (причем я ИЗНАЧАЛЬНО так восприняла - вначале я СМОТРЕЛА спектакль, а не читала пьесу...) "многоточие Житинкина" - еще более "многообещающее" - его Марат (ИМХО, конечно!) уже НЕ БОИТСЯ быть счастливым, ОН ПРИЗНАЛ, что ЛЮБИТ, ПРИНЯЛ это и - НЕ БОИТСЯ - поэтому фраза - не прозвучала (имхо). Я не говорю - как у них сложится...и будут ли счастливы (мне кажется - да, но это уже не суть...) - но ЭТО ПОПЫТКА счастья, ВОЗМОЖНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ к нему.-

Татьяна: Может, мы все-таки с "высот поэтического Олимпа" вернемся к спектаклю? (а стихов, так или иначе созвучных его теме, можно, наверно, подобрать "тома" - вот только стоит ли?..) Часть "венка сонетов" по настоятельной просьбе участвовавших в его "плетении" переехала в специально созданную для подобных ассоциативных размышлений тему в разделе "Давай с тобой поговорим..." - "Обо всем понемногу..."

Neha: Ka пишет: АБСОЛЮТНО счастливых людей - нет, у каждого есть что-то несбывшееся - то ли любовь, то ли мечты, чаяния и надежды, связанные с работой - да не важно - ЧТО, у каждого есть что-то несбывшееся... Кто сказал, что абсолютно счастливых людей нет?!! ЕСТЬ!!! Я!!!! Я. При всем при том, что количество несбывшегося на данный момент у меня зашкаливает, как никогда прежде, и большей неопределенности в жизни, чем сейчас, у меня еще никогда не было Ну и что теперь? Счастье не в том, чтобы всё иметь (так мы рискуем никогда не испытать его ). Счастье - ХОТЕТЬ. И еще мнооого всяких синонимов к слову "счастье". Оно ж такое многообразное Самый ПИК, апогей моего понимания спектакля "МАРАТ" и самого Марата - его "Как вы живете?!!!" В этот момент я острее всего ощущаю его! Мне хочется прокричать то же самое Правда, на "сдвинуть кровать" у меня сил не хватит , но встряхнуть за плечи очень хочется "Трясти", однако, не буду. И настаивать тоже. Всё, что я могу, - принести сюда сгусток энергии, вот он - в моих ладонях. Берите! Но взять может лишь тот, кто хочет и готов его принять. Кому это нужно... А кому-то это обязательно нужно. Вы есть, я знаю. Ка, Вам мое отдельное рукопожатие

Neha: VA пишет: каждый человек думает по своему. Да, мы видим ОДИН спектакль, но пропускаем через себя, через свои мысли, через свои жизненные позиции, устои. ЧЕРЕЗ СЕБЯ. Но мы же - разные. Потому и получается разнообразие мнений. Абсолютно согласна с этим. И уточню свои слова: МОЯ ЛИКА будет счастлива. И МОЙ МАРАТ будет счастлив. Абсолютно точно. Они готовы к этому. И - они способны испытывать чувства на полную мощь. И они (имхо) - эмоционально независимы (наверно, пока не подберу слов, чтобы объяснить, что имею в виду, может быть, потом...). С Леонидиком - немного сложнее. Он ставит себя в определенную эмоциональную зависимость от определенного человека. Но поскольку его уход - это своего рода "рубикон", то и дальнешее развитие событий может пойти по разным сценариям. В зависимости от того, какие люди ему встретятся там, в той новой жизни. На момент окончания спектакля мы этого не видим, поэтому прогнозировать сложно.

Neha: Александр Домогаров пишет: Но ТОЧНО знаю одно, ВЫ даете НАМ - ТАКОЙ повод ДУМАТЬ!!!!!, над тем, что ВЫ видите в спектакле.... Александр, а бывали ли случаи, когда после прочтения таких зрительских размышлений менялись какие-то нюансы в ВАШЕМ личном восприятии Вашего героя или спектакля? Что-то игралось иначе?

Татьяна: Приятно, конечно, видеть абсолютно счастливого человека, но... Сдается мне, что вы все-таки слегка кривите душой (даже перед самой собой...) Человек счастливый - совершенно самодостаточен, у него вряд ли может появиться потребность рассказывать об этом своем состоянии абсолютно незнакомым людям... Ведь, по сути, само наше присутствие здесь, на этом "островке в океане", проявляет нашу нереализованность в чем-то, являясь попыткой реализоваться хотя бы таким образом... Но это так, к слову... Но вернусь к спектаклю... Действительно, насколько разным бывает порою восприятие... Может быть, вы обращали внимание, что я практически никогда не высказывалась по поводу дальнейшей судьбы героев. Не знаю, почему, но мне совсем не хочется знать, что произойдет с ними в дальнейшем (в отличие от, скажем, фильмов, в которых иногда хочется дополнить или переделать финал). Возможно, виною этому именно то, что, как тут уже говорилось, они, эти Лика-Марат-Леонидик, очень живые, точнее, такими их делают исполнители этих ролей. Почему-то оказывается вполне достаточно вот этого "кусочка жизни", прожитого отчаянно и безоглядно, чтобы разбудить какие-то уже собственные мысли и переживания, с героями пьесы совсем не связанные (или, если и связанные, то весьма и весьма опосредованно...), примеряя на себя не жизненные коллизии и обстоятельства, а чувства и эмоции, ими вызываемые...

Haidy: Татьяна пишет: Человек счастливый - совершенно самодостаточен, у него вряд ли может появиться потребность рассказывать об этом своем состоянии абсолютно незнакомым людям.. Очень интересно, почему вы так думаете.. Почему вы считаете, что счастливый человек не может поделиться своим счастьем.. радостью.. и т.п. с незнакомыми людьми? И еще интересно, почему вы думаете (если конечно думаете), что своими неприятностями, горем и плохим настроением делиться можно, а радостью - нет? Извините, но такие рассуждения ставят под сомнение всю христианскую философию, если уж на то пошло. Кажется, где-то такая мысль уже звучала, но на мое имхо состояние счастья - это не когда у тебя все есть (или, говоря по умному, ты "самодостаточен"), а когда ты осознаешь, что у тебя нет того-то, того-то и того-то, но зато у тебя есть НЕЧТО, что одним своим существованием перекрывает все остальное. Когда у тебя перед глазами открываются абсолютно необъятные горизонты, перед тобой лежит весь мир - ты там не был, но веришь, что можешь там побывать.. И это ощущение окрыляет. "Самодостаточность" - это тупик: помните фразу из спектакля - "когда человеку приходит конец? когда он понимает, что всего в жизни уже достиг.." За точность цитаты не поручусь, но смысл наверное понятен..

Haidy: и еще одно.. Татьяна пишет: Сдается мне, что вы все-таки слегка кривите душой (даже перед самой собой...) Опять же - почему?? Кто-то умный когда-то сказал: человек счастлив ровно настолько, насколько он ощущает себя счастливым. Счастье невозможно предъявить или доказать его наличие. Его можно ощутить - может быть, всего на мгновение, на минуту, на вздох.. А из этих мгновений и складывается наша жизнь. И уже от нас самих зависит - каких вздохов будет больше - счастливых или горестных.. Может быть, как раз об этом последние слова Лики в пьесе Арбузова - не бойся быть счастливым.. Почему в спектакле Житинкина нет этой фразы? Может быть потому, что она ставит Марата и Лику по разные стороны. Вместо этого они сидят рядышком и с каждым вздохом отпускают от себя (а вместе с ними и зрители) свое прошлое.. Может, я не права, но если бы спектакль заканчивался так, как написано в пьесе, зрители до самого конца оставались бы только зрителями. А такой открытый финал делает их (то есть нас) полноправными участниками событий... не знаю, может быть не слишком понятно написала, но уж как получилось. Татьяна: Тема закрылась автоматически, поэтому отвечаю Вам в следующем ее продолжении (извините за "вторжение" в Ваш пост)



полная версия страницы