Форум » Работы в театре » Мой бедный Марат (продолжение-2) » Ответить

Мой бедный Марат (продолжение-2)

VA: Обсуждение спектакля "Мой бедный Марат". Марат - Александр Домогаров.

Ответов - 164, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Haidy:

Алла: Haidy, спасибо, большое!!! Neha, спасибо за впечатления и фото.

bird: Друзья, спасибо большое за фото и за рассказы о ваших впечатлениях о спектакле. Я тоже была 9 мая на Марате. Все так и было. Необыкновенно играли, нет, жили Артисты на сцене. Необычно чутко и проникновенно воспринимал спектакль зритель. Марата я смотрю уже не первый раз,а хочу сказать об одном моменте - теме любви - о пробудившейся любви к Лике. Блокадный город. Кругом смерть, бомбежки, голод.Трех подросков соединяет Судьба в холодном, голодном,полуразрушенном доме. В душе Марата вспыхивает любовь. Он никогда не говорит о ней, всякими способами - неправдами " враньем о спасенной девочке, поимке парашютиста" пытается завоевать внимание Лики. Возникает ревность к сопернику - Леонидику. Марат благородно уступает Леонидику любимую девушку,хотя чувствует, что Лика отвечает ему. Проходят годы и они понимают. что несмотря на уже сложившуюся жизнь после войны- не могут друг без друга. Без лишних слов, только своими действиями Александр Юрьевич гениально, убедительно показывает состояние души любящего Марата.Зритель ему безоговорочно верит. Зал замирает, следя за действием. Не каждому артисту это подвластно. По этому поводу приведу высказывание Сен Люка из графини де Монсоро - над погибшим графом де Бюсси. " То, что ты сделал не под силу никому. Ты меньше, чем Бог, потому, что смертен, но, несомненно, больше , чем человек." Спасибо ВАМ, Дорогой,Родной наш народный Артист - Александр Юрьевич, за все Ваши работы и за подарок нам, зрителям 9 мая.


нара: В последнее время мне вдруг захотелось написать о «Марате» несколько по-иному, рассказать не об одном отдельно взятом увиденном спектакле, когда пишешь ночью, и эмоции зашкаливают, а написать на "трезвую" голову, соединить все свои впечатления в единое целое. Вот что получилось: 1942 год. Блокадный Ленинград, комната в коммуналке, из мебели один буфет, кровать, не просто белая, почти больничная койка, не просто реквизит, это важный «участник» и центр всех событий, на ней лежат, сидят, стоят, ее переворачивают в гневе, она молчаливый свидетель всех чувств и эмоций героев. На кровати, спрятавшись с головой под тонкой простынкой, лежит маленькая девочка, которую поначалу не заметил Марат, и на которую чуть не сел в темноте, вернувшись в свою комнату после долгого перерыва. У него только что убили сестру, и единственным напоминанием о ней остались две хлебные карточки в кармане. В его комнате живет совершенно чужая девочка, которая умудрилась сжечь практически все вещи, и, непонятно зачем, фотографию со стены. «Это Вы мальчик с лодки»- спрашивает Лика, и виновато объясняет: «Я ведь не одну ее сожгла, тут много фотографий висело. « Спалила, значит, мое детство?», - печально говорит Марат, и именно эта сожженная фотография стала для него последней каплей, и ком в горле теперь не сдержать: «Хочешь, заплачу…», и слезы текут по щекам. Марат – он с самого начала очень великодушный, и у него большое и доброе сердце, хотя эту свою доброту он пытается скрыть за шутками. Он вообще много чего хочет скрыть, и живет он по своим правилам, так как он понимает. И Лика, в белом свитере с длинными рукавами, которые она все время подтягивает, в белых, в складках, колготах, в шапке-ушанке, на которую без слез смотреть нельзя, очень несуразная, маленькая, но очень мужественная, которая в одиночку борется с голодом, с холодом, со страхом, и которая пытается выжить в блокадном городе. Вокруг непрекращающиеся бомбежки, в квартирах везде лежат мертвые люди, которые угасли, как свечи, от голода, и кусочек сахара, который достал Марат для Лики, это ниточка к жизни, такая же, как книга Тургенева, в которой есть что-то важное для Лики, помогающее ей выжить, и, главное, сохранить рассудок в городе, где царит смерть, но где люди из последних сил, вопреки врагу, вопреки собственной слабости, пытаются не только выжить, но и просто жить. И любовь Марата и Лики, один раз и навсегда, которая дает силы, надежду. И им так хорошо вдвоем, они узнают и познают друг друга, и такими искренними в любви можно быть только в предчувствии беды. Всегда ком в горле вызывает сцена, когда Марат приносит завернутый в белое полотно кусочек сахара, и как долго, долго его ищет Лика, и как она благодарна за этот драгоценный кусочек, потому что найти его в блокадном Ленинграде – это подвиг. И какое счастье получить посылку с драгоценной тушенкой, сгущенкой и печеньем. И устроить пир, когда и печурка горит, и невозможно оторваться от тушенки, и как важно облизать тарелку, ныряя в нее головой, и Марат никак не может отобрать у нее тарелку и ложку, и поедание сгущенки, сначала первой, потом второй ложки сыграно всегда так просто и так вкусно. Эти маленькие минутки счастья, которые перемешиваются со страшной бомбежкой, на которую, в конце концов, прекращаешь обращать внимание. И в их любви много нежности, страсти. Они просто смотрят друг другу в глаза, вместо слов нежные прикосновения рук, дрожащих пальцев, и руки, ласкающие лицо. Слов не нужно. И потом их танец, чуть угловатый, чуть неумелый, они танцуют, как получается, как могут, и в этот миг Марат и Лика настолько едины в своем первом чувстве, что хочется, чтобы это состояние длилось долго, долго, чтобы мир позабыл о них. И резкое вторжение Леонидика очень сильно бьет по нервам, потому что только своим одним появлением он разрушил вот эти самые мгновения, которые у них уже не повторятся. Пройдет много лет, когда снова они медленно будут двигаться в танце, и снова будут чувствовать друг друга, и в эти мгновения их будет трое – Марат, Лика и Любовь. Они принимают Леонидика, полуживого, обмороженного, в бреду неведомо как забредшего к ним, и выхаживают его. Для Лики Леонидик – это игра "во врача", он - ее гордость, "наш-то ни на кого не похож!", ведь она вылечила его, приютила. А Леонидик для Марата третий лишний, потому что Марат четко видит, что Леонидик тоже влюбился в Лику, а для Лики есть только Марик. А Марат страшно ревнует, но все держит в себе, и игры Лики ему вовсе непонятны: «Это не я – это ты уже давно ушла!..», и он пытается понять, что же такое есть в Леонидике, что могло в нем увлечь Лику, и потому говорит: «Стань сюда, я посмотрю на тебя», и долго его рассматривает, но, кажется, не понимает, что же в нем такое есть, и я, кстати, тоже не могу понять. И слова Лики: « Я тебя презираю» это только слова обиды на Марата, за его шуточки и мистификации, она просто не может понять, что за шутками, байками Марат пытается скрыть весь ужас, который происходит в городе. Но Марату нельзя сказать: «Я тебя презираю». Ревность, обида, что его не понимают, все смешалось, и он резко разрубил этот узел. Просто ушел на фронт, пообещав.: «Вы обо мне еще услышите». За ним вынужден был уйти и Леонидик, ведь Марат не оставил ему возможность выбора. И все четыре года, пока мальчики воюют, Лика ждет Марата, она только его ждет, даже когда первым возвращается Леонидик. Леонидик для нее – это близкий человек, их действительно связала весна 1942 года, но ждет, и боится не дождаться Лика Марата. Марат вернулся, и встреча боевых друзей длится не первую неделю, и далее перед всеми тремя встает вопрос: «А дальше что? » Марат и Леонидик действительно любят Лику, и я верю Леонидику, который тоже искренен в своем чувстве, только вот любовь у них разная. Марат – он гордый и сильный, и мужественный, и сказать напрямую о своей любви просто не может, ему легче в осажденном немцами городе достать живой цветок, и ведь недаром он все время повторяет:«Я бы тебе сказал, но не скажу». Лике нужно, очень нужно и важно услышать слова признания от Марата, а он не мог себе позволить их произнести, хотя комом в горле стоят невысказанные слова и чувства, а сказать не мог, потому что рядом - Леонидик, который без руки, да еще и сам просит любви, не стесняется, он слабее, а Марат сильный. А Леонидик прямо отвечает на вопрос Лики: «Я без тебя не могу», Марат чувствует тоже самое, но сказать не может, вернее не может себе позволить сказать. Он скажет, только через тринадцать лет. Ему казалось тогда, в 46-ом, что он правильно поступил, когда принял решение уехать в Саратов. Казалось, он сильный, он выдержит. И выбор в этот момент сделала Лика, ведь и Марат, и Леонидик ждали ее решения, а выбрала она Леонидика в тот момент потому, что его любить менее хлопотно, он более покладист, с ним достаточно быть просто самой собой, а быть рядом с Маратом каждый день нелегко, ему надо соответствовать, и каждый новый день – это снова в бой, вот и Лика не решилась. Марат сделал царский подарок Леонидику, отдав ему женщину, которую любил. Но Леонидик не смог воспользоваться этим шансом. В комнате Марата живут два почти чужих человека, только сами они не понимают, куда они скатились, и куда подевалась любовь, радость жизни, стремление идти вперед. Как они оказались в этом страшном болоте, которое их засосало, и из которого не выбраться им уже, поэт, с тиражом в пять тысяч экземпляров, который «лучшее не печатает», и Лика, «неосвобожденная» заведущая. Лика ухаживает за Леонидиком, ходит к главным редакторам, хлопочет, но делается это все из-за чувства долга, а глаза потухшие, и на сердце пустота. Только поздним вечером, спрятавшись под плед, под мелодию любимого вальса, она мысленно возвращается туда, назад, в 46 год, когда они все трое были молоды, и вся жизнь впереди, и все в их жизни случится, как мечталось… И Марат, черты его плохо вспоминаются, и тринадцать лет нет от него весточки. И сожаление, и горечь, и тоска, а впереди ничего нет: «Т И Ш И Н А…». На меня огромное впечатление произвело появление Марата через 13 лет, он вошел, и я сразу увидела, как он изменился, что все эти годы были очень нелегки для него. И я представила, как долгие годы он приезжая в Ленинград, подходил к своему дому, стоял, смотрел на окна, может иногда видел силуэт любимой женщины, но не поднимался наверх, потому что для него : «Уходя, уходи!!!», и потому что не хотел и считал, что не имеет право мешать. И очень пронзительна сцена, когда Лика видит Марата за дверью, и неверие в возможность его появления, и ее страх, и их встреча, и все чувства, которые они прятали тринадцать лет, и которые уже комом в горле, и любовь Марата, и сила страсти двух взрослых людей – - все в этой встрече. Их чувства настолько обостренны, что сначала Лика, потом Марат говорят: «Стой, где стоишь, не подходи», потому что слишком опасно оказаться рядом, тогда ничего не удержит, ведь накопившиеся за эти годы тоска и любовь рвут душу. Марат приехал к Лике и Леонидику в тот момент, когда ему очень тяжело, он хотел убедиться, что хотя бы им хорошо, что все не зря. И его отчаяние, который видит, во что превратились Лика и Леонидик, как сера их жизнь, и как они пытаются сделать вид, что у них все, как у других, и большего им не нужно, и как они шли-шли и уперлись в стену. Все, конец. И нет надежды, что можно что-то изменить, вернуть. «Мой бедный Марат? – говорит Лика. «Почему ты меня называешь бедным» - спрашивает запальчиво Марат. – Потому что ты веришь в невозможное». Марат оказывается единственным, кто верит, что все еще можно изменить, что в жизни есть место сомнениям и борьбе. «Когда человеку приходит конец? Когда он понимает вдруг, что в его жизни все уже решилось, и он никогда не станет ничем выше того, что он уже есть». И ему единственному снятся сны. И очень больно, когда Лика говорит Марату: «Уходи». Долгая пауза, и взгляд Марата, и столько боли в его глазах, что его не поняли, да и не хотят понять. И прав Марат, он имеет все права задать им вопрос: «ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ?». Много лет назад он отдал самое дорогое в своей жизни, отдал, потому что был сильный, потому что считал, что справится. Но ЖЕРТВА его, и эти годы – все зря. И сила гнева Марата настолько сильна, что он переворачивает кровать, и ставит Лику и Леонидика так, как ставят к стенке. И какими жалкими были они в этот момент, и слова столь бесцветны, их лепет настолько бессмысленен: «Живем…». И так сильно и пронзительно прозвучали слова Марата: «Даже за день до смерти не поздно начать все сначала»!!! Прав, Марат, не поздно. И спасибо за эти слова. Они для меня – как путеводная звезда, когда вдруг упираешься в стенку, когда гложат страхи и сомнения, когда надо сделать выбор. И так горьки слова признания Марата… Тринадцать потерянных лет: «Тебя потерял, и все потерял»… В спектакле открытый финал, Марат и Лика сидящие спиной друг к другу, курят, только что ушел Леонидик, и правильно, он еще незримо в этой комнате. И сквозь сигаретный дым, который медленными кольцами поднимается вверх, мне видится: они докурят сигареты, Марат повернется к Лике, и, наконец, скажет ей, как он ее любит, как он не мог и не может без нее, и что Лика – это его одна любовь на всю жизнь. И как снова они будут разговаривать руками, дрожащими пальцами. И этот разговор он не прервется, он надолго, они заслужили, выстрадали право быть вместе, через ошибки, одиночество, через долгие годы, когда они прожили друг без друга, но смогли сохранить любовь. Такие мужчины, как Марат, не могут каждый день произносить слова любви, но когда говорят, то они НАСТОЯЩИЕ, НА ВЕС ЗОЛОТА. Судьба дала им этот шанс. И они используют его. Они заново познают друг друга, и потеряв однажды, будут бояться потерять любовь вновь, потому что стали мудрее, и как сказала Лика: «Я тоже старая». И наверное хорошо, что вот этот шанс есть сейчас, когда им 35, ведь неизвестно, во чтобы могла превратиться их ЛЮБОВЬ тогда, тринадцать лет назад, не разбилась ли, не стерлась? Надо ли бороться за свою любовь, или следует сделать широкий жест, и отдать любимую женщину более слабому, вызывающему чувство жалости Леонидику? Нет, бороться надо до конца, потому что ничего хорошего из такого благородного жеста не вышло. У Арбузова Марат – положительный герой, даже слишком положительный. «Я бы тебе сказал, но не скажу». Фраза, сказанная мужчиной. Настоящим. И Марат Александра Домогарова настоящий. Человек, умеющий принимать решение и брать ответственность на себя, со своими взглядами, принципами, за которые он готов драться до конца, человек, которого не смогла сломить жизнь. Очень искренний, с душой нараспашку. И любовь Марата, настоящая, одна на всю жизнь, которую именно он смог сберечь. Любовь без слов, она в его глазах, в его руках, в дрожащих пальцах. И в пронзительной тишине зрительного зала в третьем акте можно услышать стук его неравнодушного сердца, нет не Марата, а актера Александра Домогарова. Каждый «Марат» для актеров – это их жизнь и сердце, отданные нам зрителям, это их душа нараспашку, это оголенные нервы. Потому что всегда играется не жалея себя. Каждый спектакль – как в последний раз! Для меня «Мой бедный Марат» - это хрустальное чудо, когда душа твоя заполняется невероятным, негасимым светом, который дарует этот необыкновенный спектакль. И еще каждый раз мы приходим на этот спектакль с НАДЕЖДОЙ понять, разобраться в себе, а уходим с ВЕРОЙ. С ВЕРОЙ в то, что ВСЕ не зря! С ВЕРОЙ в то, что ЗАВТРА будет новый день!!! С ВЕРОЙ, что есть настоящая ЛЮБОВЬ!!! С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ, что ВСЕ МОЖНО НАЧАТЬ СНАЧАЛА!!! НАДЕЖДА - это очень важно и очень много!!!

Татьяна: Приношу извинения всем участникам обсуждения, вызванного постом Нары, но, поскольку эти рассуждения используют собственно спектакль лишь как отправную точку для размышлений "о жизни, о судьбе", сочла возможным перенести всю ветку в тему "Мы в Театре и Театр в нас". Если у кого-то не пропал "запал", продолжать прошу уже там. PS: Все комментарии, вызванные уже этой моей просьбой, "переехали" по тому же адресу

Коломбина: У каждой из нас свои взаимоотношения с этим спектаклем и его героями, ставшими неотъемлемой частью нашей жизни... Каждый видит что-то свое... Сегодня хочу поделиться МОИМ "МАРАТОМ"здесь.

АРЧИБАЛЬД: ИЗВИНИТЕ НЕМНОГО НЕ ТЕМУ.НО МОЖЕТ КТО-НИБУДЬ ОТВЕТИТ.ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ С ИЛЬИНЫМ КОТОРЫЙ СНИМАЛИ ПРЕД МАРАТОМ -12.04.2009 УЖЕ ПОКАЗЫВАЛИ ПО НТВ?Я ПРОСТО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ ВЕЧЕРОМ РАБОТАЮ НЕ ОТСЛЕДИЛА.

Ша: У меня приятная новость. "Мой бедный Марат" 18 сентября (большая сцена).

АРЧИБАЛЬД: Здорово!!!

Бошик: Попросили дополнить: Форум театра им.Моссовета Re: "Мой бедный Марат", Театр Моссовета, Сегодня 18 сентября спектакль "Мой бедный Марат" будет показан на сцене "Под крышей".

Ша: Так это еще лучше.

VA: "Вы думали, что жизнь - логична? Дурачки..." "Мой бедный Марат" 18 сентября 2009 года

АЛ: Вера, спасибо! А еще будет?

нара: Доброй ночи всем!!! 18 сентября. "Мой бедный Марат". Необыкновенный, очень цельный, сбивающий с ног спектакль. Вот и кончилась тишина… Для худенькой, хрупкой, но очень мужественной девочки Лики. Которая жила в чужой комнате, и начала привыкать к тому, что рядом ни души, и в соседних квартирах тоже никого. Только мертвые… Но это уже почти не страшно, оказывается и к этому можно привыкнуть. Что было бы с Ликой дальше, непонятно, если бы не Марат, который вернулся в собственную комнату. Война заставила очень быстро повзрослеть Марата, он шутит, пытается растормошить Лику, а в глазах – боль, изо всех сил он держит себя в руках. И Александр сегодня тончайшей кистью прорисовал очень точно, очень осторожно, нежно и проникновенно зарождение чувства любви Марата к Лике. Когда, в какой миг и как эта нескладная девчушка смогла так сильно, так навсегда задеть его сердце. И любовь Марата… Она не в словах, она в скупых жестах, в необыкновенно выразительных руках, в дрожащих пальцах, и в глазах. «Я бы тебе сказал, но я не скажу» - раз за разом Марат очень горько произносит эти слова. Ну не может Марат, как заведенный, болтать сутками напролет о своей любви. Не таков он. Марат сможет произнести только раз в жизни. Почему Лика не слышит его, почему она не смогла его услышать? Марату очень важно, чтобы его понимали, и не нужно много слов, ведь за словами можно спрятать очень многое, и равнодушие, и эгоизм, и даже подлость. Он настолько любит Лику, что ему странно и непонятно, как она этого не понимает, что ей нужно долго и нудно об этом рассказывать. Ведь все и так ясно!!! Он просто ждал, что Лика всего лишь раз посмотрит ему в глаза, возьмет его за руку и скажет простые человеческие слова: «Я все понимаю!!! Ты любишь меня???» И тогда это была бы совсем другая история, и не было бы потерянных лет, и, наверное, тоски и одиночества тоже не было бы. Надо только сметь взглянуть в эти необыкновенные глаза… … Сегодня когда в один из моментов Марат влетел в комнату, он нечаянно налетел на буфет, и две бутылки и подсвечник кубарем вниз и на Марата, по-моему что-то даже по голове, внутри у меня все похолодело, и я задалась мыслью, насколько тяжелы эти бутылки… Но вот в какой момент, в первый или второй приход, пытаюсь сейчас вспомнить и не могу. … Марат… Очень близок мне этот герой. Нравятся мне такие люди, у которых слова не расходятся с делом. Меня просто покорило, как он достал в осажденном городе цветок. Что это ему стоило, знает только он. Это очень мужской и очень красивый поступок. И до слез обидно, что Лика все-таки в полной мере не смогла этого оценить… Есть в этом спектакле отдельные моменты, маленькие драгоценные жемчужинки, которые так задевают мое сердце, что в эти моменты я просто вспоминаю, где оно у меня это сердце. … Марат достает из кармана малюсенький кусочек хлебушка, кладет в рот, и вдруг замечает, как Лика смотрит на этот кусочек, и взгляд Марата… Это словами не описать. Как можно одним только взглядом показать степень растерянности своего героя, который натолкнулся на взгляд абсолютно голодной девчушки, пытающейся скрыть это. … Всегда чувство горечи, боли и невероятной жалости к Лике вызывает момент, когда она ест тушенку, и потом ныряет в тарелку, и Марат не может отобрать ни тарелку, ни ложку, только силком. … Их объяснение в любви, молчаливое, без слов, они пытаются танцевать, смотрят в глаза друг друга, и нет, не поцелуй Марата, а только губы приближаются, нет, только намек, но это просто блистательно. Леонидик… Андрей Ильин… Очень точно и филигранно он ведет свою партию от начала до конца, но героя его я недолюбливаю, это еще мягко сказано. Он действительно любит Лику, и сильно любит. Но ведь он законченный эгоист. Он и видел и понимал, какие чувства испытывает Марат, но не постеснялся, влез, не отошел на задний план, и никогда этого не сделает, ведь все мысли о себе, любимом. Леонидик вполне искренне считает, что имеет право на любовь, и борется за нее за нее всеми правдами и неправдами. Только вот когда видишь, как Леонидик говорит вроде очень правильные и важные слова: «Если тебя не будет, ничего не будет», и переводишь взгляд на Марата, который стоит как натянутая струна, желваки ходят, кулаки сжаты до посинения, который так любит Лику, но не может позволить сказать в этот момент сказать напрямик, потому что искренне считает, что это подлость по отношению к Леонидику, то вот на мой взгляд все слова Леонидика меркнут, теряют значимость, становятся тусклыми, как только взглянешь на Марата… Да, действительно понимаешь, что Леонидик не может и не хочет без Лики, но дальше… Марат сделал ему подарок, из чувства порядочности, гордости, может немного жалости, и что??? Недаром говорят, чтобы понять, каков мужик на самом деле, надо просто посмотреть на женщину, которая рядом с ним. А что Лика? Потухший взгляд, опущенные, сгорбленные плечи, вся неухоженная, несчастная, потерявшаяся и просто НИКАКАЯ. Вот почему Леонидик позволил себе так распуститься? Почему такие, как он, считают, что весь мир им обязан, что все должно крутиться вокруг их драгоценной персоны. Сегодня: да, будь добра, поговори с редактором, выбей тираж, а то безбожно мал; завтра: хочешь купить себе платье, заработай, купи, я не против; через год: денег не хватает, а ты еще на одну работу устройся, или дежурства бери ночные, а у меня вообще творческий кризис, мне не пишется… Ненавижу, вот честное слово, ненавижу!!! Как он посмел не сделать Лику счастливой? Лика… Очень мужественная девочка, сумевшая выжить в блокадном Ленинграде, но мне кажется, на ту борьбу она истратила все свое мужество. А вот сил, чтобы принять очень важные решения, у нее уже нет. В течение всего спектакля мне хочется все время сказать Лике, да встряхнись, не молчи, нельзя никому позволять за себя принимать решения, от которых зависит твое счастье… Очень несуразная, порой смешная, трогательная Лика в первом акте, и, господи, какая разительная перемена. Женщина, которая несчастна, которая просто заставляет себя жить, что-то делать, и все из чувства долга. Самое страшное для женщины - это потерять себя. Если сначала Лика не совсем понимает, что с ней происходит, и думает: «может я его люблю», то для меня абсолютно непонятно ее поведение при «разборке» мальчиков. То одного спросит, теперь ты скажи, теперь про себя скажи, а сама молчит… Испугалась, не смогла или не захотела сама сказать, не смогла понять Марата… Когда-то в жизни я поняла, что нужно все вовремя говорить, чтобы не опоздать, и горько потом не сожалеть… Сказать не стыдно, промолчать нельзя. Ведь любит Лика Марата, любит, но понимаешь это, когда Марат приезжает из Саратова. Марат за дверью, виден только силуэт, только очертания его, и Лика в ночном сумраке, и ей кажется, что ей только это видится, и малюсенькая надежда, и неверие, и вот в этот момент огромная любовь к Марату, и эти дрожащие руки, и пальцы, которые тянутся к стеклу… Слов нет, просто БРАВО, Лариса!!!… Марат, тринадцать лет спустя. Столько лет он любит женщину, которая так далека от него. Любит молча. Молча подходит к своему дому, когда бывает в Ленинграде, стоит, смотрит на окна, молча. Что он чувствует, я понимаю. Марат приехал к Лике и Леонидику, так, как приходят к очень родным людям, когда очень плохо, и когда некуда больше идти. Для Марата его дом в Ленинграде все эти годы был как каменный, незыблемый остров, который был, есть и будет. Туда не стоит входить, по кодексу чести Марата туда нельзя входить. ...И невероятный по накалу, по силе духа монолог, сметающий и рушащий все преграды, Марат пытается вытащить их из пропасти, и впадает в бешенство, видя, как они его не понимают, как они жалки до такой степени, что просто пожалеть уже невозможно… Эпилог. Я уж писала, каким мне видится дальнейшее продолжение, просто очень хочется, чтобы все сложилось у наших героев. Хотя тут вариантов несколько. Леонидик, которого здорово задел Марат, и который, мне так кажется, сгоряча решил совершить такой «героический» поступок, через некоторое время остынет, поймет, что без Лики он никак, ( и здесь уж не любовь, а сила привычки, да без няньки никуда) вернется, и начнет ныть, и так достанет Марата, что в один день Марат забудет об их братстве, и набьет ему морду до синяков, а потом уедет в свой Саратов, теперь уж навсегда. Вариант второй: Марат заявит Лике известную фразу, что все решения будет принимать он на том основании, что просто он – мужчина. И каждый начнет самоутверждаться, и скучно точно не будет никому. Есть еще варианты, а это значит, что жизнь наших героев продолжается… Только сидящие рядом с тобой в зале могут понять это чувство, когда ты одновременно испытываешь восхищение, чувство жалости, горечи, ком в горле, получается убойный, сбивающий с ног коктейль, который помогает дальше жить. ... А может мне надо еще раз, а потом еще раз увидеть такого настоящего, не умеющего лгать Марата. Мгновения счастья – это маленькие, маленькие звездочки, они вспыхивают нечасто, ты порой не успеваешь заметить их свет, а порой они так задевают твое сердце, что навсегда в твоей памяти. Сегодняшний Марат меня заставил плакать... А может мне надо быть на «Марате», чтобы вновь услышать эти слова: «Даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала»? Это очень редко, когда ты чувствуешь, что слово «СПАСИБО» лишь в очень малой степени отражает все те чувства, которые ты испытываешь. Поэтому вот так, Александр, СПАСИБО, СПАСИБО и СПАСИБО и мое беспредельное восхищение. Моя огромная благодарность за такого Марата. Это ОГЛУШИТЕЛЬНО!!!

Алла: Вера, нара СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!! Вера, присоединяюсь к вопросу АЛ: а продолжение?....

АЛ: Мой бедный Марат… Долгожданный «Марат» на «родной» сцене… Несомненно одно, спектакль вчерашний – бенефис Ларисы Кузнецовой. Ее Лика была камертоном, определяющим настрой остальным участникам – в большинстве случаев удачно. Складывается впечатление, что после большой сцены спектакль заболел боязнью большого пространства и по этой причине постарался ужать сцену до минимума. Это, в свою очередь, изменило восприятие: со-переживание осталось, со-проживание – стало уходить. Лишь в третьем акте действие «выплескивается» «за рамки», и этот акт стал самым сильным по накалу эмоциональному. Почему-то именно сегодня «зацепили» две сцены Акт первый. Лика и Марат. Лика говорит, что мама пишет о необходимости переезда в Москву. Марат: «Давай-давай, собирай вещи!» В его дурашливом «Ой, не покидайте нас, Лидия Васильевна!» такая гремучая смесь взрослой горечи и детской обиды, что сжимается сердце. Акт третий. Лика и Леонидик. «Отдыхай, моя неосвобожденная заведующая отделением!» Безразличное увещевание Лики: «Иди, поработай!», когда говоришь одно, а думаешь совсем другое, покорный уход Леонидика… От этой сцены веет какой-то привычной рутиной… О чем думает Лика под звуки «приятного мотивчика», где витают ее мысли? Перенеслись на 13 лет назад, когда девочка Лика, устав от слов одного: «Я бы тебе сказал…но не скажу», вдруг потребовала от другого: «А ты не за него, за себя скажи!» - а первый так и не сказал, зато сказал второй? И эти 13 лет без любви – плата за самоустранение тогда, в сорок шестом? Где-то когда-то читала, что абажур – символ мещанства. Может быть и так, не уверена, но это еще и символ большой! И, «переехав» подальше от зрителей, торшер стал реально мешать смотреть спектакль – почему-то, находясь ближе, он мешал меньше. Та же история с печкой – «приблизившись» к кровати, этот предмет мебели закрыл собой играющего с «растопочкой» Марата. Зато неудачно поставленный шкаф стал «поводом» для экспромта с кепкой Марата, надетой на голову Лики. Все в природе компенсируется? А спектакль в целом? Какие эпитеты можно подобрать для «Марата» вчерашнего? Неожиданный, неровный, блестящий, долгожданный? Все верно, и все же чего-то недостает... Это простая, в общем, история о жизни и любви, рассказанная так, что при просмотре взрывы смеха перерастают в ком в горле, а после монолога Марата становится трудно дышать? Наш любимый «Мой бедный Марат»…

Татьяна: Как приятно все-таки сознавать, что накануне в зрительном зале была не единственным представителем «островка в океане», что есть возможность, если не спрятаться за спину, то, хотя бы, опереться на чужое плечо и чуточку притормозить, «пофилонить»… Тем более, субботний день этому весьма способствует… Но это так, лирическое отступление, мысли вслух… Теперь же все же несколько слов о самом вчерашнем спектакле и от меня… Наверно, мне и проще и сложнее других дается эта приятная «обязанность» - слишком много спектаклей в «копилочке», и, описывая один, очень сложно бывает отделаться от впечатлений от других, уже давно и прочно живущих где-то внутри… Но было в этом вчерашнем то волшебное «нечто», что позволяет мне все-таки выделить его из этого ряда… Испугавшие поначалу крамольные мысли по поводу того, что правы, наверно, артисты, сетующие, что им с каждым годом все сложнее становится играть первую, юную, часть, в какой-то момент вдруг сменились ощущением, что я просто смотрю другой спектакль… В нем, в этом новом спектакле, вместо привычных Лики-Марата-Леонидика 1942-1946-1959гг. и реальных событий, происходящих с ними здесь и сейчас, вдруг появился некий «взгляд со стороны», взгляд человека, совершенно точно знающего и что с героями происходило, и что с ними произойдет потом… Будто это Леонидик (или кто-то другой – не суть) уже написал роман, светлый и горький одновременно, об их жизни и судьбе, надеждах и чаяниях, встречах и разлуках, любви… Ты уже воспринимаешь всю историю через призму ЗНАНИЯ этого человека, и поэтому становится совершенно неважным время, почти несущественными становятся обстоятельства – главным и единственным остаются любовь и безусловная, абсолютная, невозможность, немыслимость для этих троих существования друг без друга… А что до «триединого существа», ему снова и всегда бесконечное восхищение и благодарность… Но все же одну из «голов» хочется выделить особенно – Лику-Кузнецову, - и на правах недавней именинницы, да и просто потому, что вчера вечером мне более всего по душе пришлась «акварель»…

Алла: АЛ, Таня СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

нара: Алла, а можно я Вам скажу спасибо, мне давно хочется, за то, что всегда читаете, и так трогательно всегда всем говорите "спасибо". Вам спасибо за искренность, это редкое качество.

АЛ: Вера, смотрю на фотографию, а в голове проносятся в туманной дымке мысли о 7 ноября... интересно, почему?

VA: Я не буду ничего писать о спектакле. Оставлю только строчку - слова Марата - как определение вчерашнего спектакля: "Вы думали, что жизнь - логична? Дурачки..." Лариса Кузнецова и Андрей Ильин

VA: Александр Домогаров, Лариса Кузнецова и Андрей Ильин Александр Домогаров

VA: Александр Домогаров

VA: Александр Домогаров

VA: Александр Домогаров

Коломбина: Вчерашний «Марат» был настолько МОИМ, что какое-то время сохранялось ощущение, что это сон… Не может быть… Я же видела спектакль… Вот же они… Но они были ДРУГИМИ… Лика, Марат и Леонидик сороковых… Они проживали подаренные им судьбой дни ВМЕСТЕ, как и подобает молодым: не заглядывая в будущее, легко разбрасываясь словами и поступками. Это была такая игра, когда «презираю» и «люблю» стоят в одном ряду, когда ежедневный труд для молодого человека – не есть ратный подвиг, а свои главные подвиги он совершает в фантазиях; когда лучшие стихи еще не написаны… И впереди у этих троих - целая жизнь, в которой эти мальчишки обязательно будут из-за Лики драться, наперегонки приглашать ее в кино, на прогулки в Летний сад или по набережной Фонтанки… Но что-то пошло не так: Марат, уходящий на фронт… Леонидик, так резво кинувшийся за ним: и как ни странно, он ведь не Родину рванул защищать… А чтобы не быть хуже этого Марата Евстигнеева… Он тоже хотел, чтобы девочка Лика видела только ЕГО… Вчера Лика за эти четыре долгих года без них не просто выросла… Эти четыре года без Марата были наполнены ТОСКОЙ ПО МАРАТУ… Нет, не женской, а девчоночьей… Ей так хотелось, чтобы он поскорее вернулся, она тысячу раз представляла себе, КАК он придет и ЧТО она скажет. Она тысячу раз представляла, ЧТО он спросит и КАК она ответит… Но пришел НЕ МАРАТ… И мне показалось, все, что Лика за эти годы себе напридумывала и напредставляла, она просто выплеснула на Леонидика… Потому что нет ничего страшнее тишины, когда каждый звонок в дверь, каждый шаг по лестнице гулко пульсирует в виске: «Ма-рат, Ма-рат…». Не будет Леонидика, снова наступит тишина, выносить которую она больше не сможет… Лика смотрела вчера на Леонидика все время сквозь него… Марат… это он был третьим…Как же он мешал Леонидику! Леонидик вчера… типчик… При всей его домашности и видимой неприспособленности жизни, творческости личности, имел хватку бультерьера… Он медленно и верно шел к своей цели, он любил… А в любви, как и на войне, все средства хороши… И не Лику он спасал вчера, а себя… он не мог без нее.. В ней была его сила… Поэтому он был готов терпеть не только Марата, но даже любить его… только, чтобы она была рядом. Маленькая деталь, бросившаяся вчера в глаза: прошло 13 лет. Леонидик видит вернувшегося Марата: но что же он делает, он не бросает все, что держит в руках и не спешит кинуться в объятия блудному другу… Он ставит авоську, освобождает карманы… он дает себе немного времени, чтобы оценить ситуацию… А финал??? Какой замечательный финал сыграл вчера Андрей Ильин! (Сразу оговорюсь, что это МОЕ восприятие…) У меня сложилось впечатление, что простроив финальную мизансцену, он не ожидал такого финала… Было понятно, что скажет Марат, но до последнего он надеялся, что Лика не даст уйти… Ведь она – последняя инстанция, а не этот Евстигнеев, который то приходит, то уходит, сметая на своем пути все, что было выстроено за долгие годы… она не даст разрушить то, что построено… Ведь это Марат строил мосты… А они строили жизнь и мерили ее, отнюдь, не ими… Марат . От первого появления до последнего, уже домогаровского, «Пошли домой!», вызвал какие-то совершенно новые чувства… Мальчишка, воспитанный отцом и сестрой, скорее всего в смешанной атмосфере дисциплины и всеобщего обожания; привыкший, что так или иначе события обычно разворачивались по сценарию, который он себе придумывал, и, чтобы не происходило, он всегда был главным. Ему нравилось играть во взрослого и ему нравилось быть и чувствовать себя взрослым. Но никто не заметил, когда он стал им.… Ни тогда, когда уходя на фронт, он прокричал Леонидику в ответ на его удивленное «Ты куда?» - «В баню!», ни в день его первого триумфального возвращения. Ведь впереди целая жизнь. Еще все можно исправить… Но однажды стало понятно, что НИЧЕГО нельзя исправить, что прошли годы, прошла ЖИЗНЬ, а он так и не стал в СВОЕЙ жизни ГЛАВНЫМ, вокруг него пустота, больше становится только мостов… Отсюда совершенно новый для меня акцент: ни про то, как мы живем, ни про пять минут… Марат, кричащий: «Вспоминай, какая ты была!.. Что ты мне обещала….». И все стало неважно… осталось только одно… вспомнить, какой ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ… И захотелось закрыть глаза, потом открыть их… а там другая жизнь… МОЯ другая жизнь… наша другая жизнь… Браво!!!!!

Алла: нара, спасибо. Вы меня в краску вгоняете

Алла: Вера,спасибо БОЛЬШОЕ за "продолжение банкета". Фото - СУПЕР!!!

VICTORIA: НАРА, огромное СПАСИБО! Коломбина, Вам-тоже!!! давайте понимать друг друга с полуслова

Galka: Вера, фоты супер, слов нет, спасибо огромное!



полная версия страницы