Форум » Работы в театре » Сирано де Бержерак (продолжение-3) » Ответить

Сирано де Бержерак (продолжение-3)

Татьяна: А о Сирано мы, оказывается, говорили больше всего, поэтому тема закрылась автоматически... Ну что ж, продолжим...

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 6 All

VA: ЭТО НА УРОВНЕ ИНТУИЦИИ. Слова ничто, можно сказать что угодно, петь про любовь, а потом на все наплевать, струсить и ПРЕДАТЬ. Не хочется удариться об стену равнодушия и непонимания. Выделю это. Для всех.

ta_ro: 25 января – состоялась театрализованная презентация необычной книги, увидевшей свет в Ярославле. Книга называется «Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. ЧЕТЫРЕ ПЕРЕВОДА. Героическая комедия в пяти действиях в стихах». Как всё лучшее в жизни, книга «Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак. Четыре перевода» родилась из любви. Из любви к французскому романтику XVII века Сирано как вечной мечте о смелости, доблести, чести, таланте, высокой всепоглощающей любви и способности оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Доктор искусствоведения Татьяна Злотникова не случайно отметила, что имя Сирано стало своеобразным паролем, объединившим множество людей, открывавшим многие двери... К приятному удивлению составителя, участвовать в некоммерческом проекте согласились все без исключения московские театры, в которые он обращался, благодаря чему в книге появилась целая портретная галерея корифеев в роли Сирано. Рубен Симонов, Юрий Соломин, Юрий Любимов, Михаил Козаков, Олег Ефремов, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий, Сергей Шакуров, Сергей Безруков, Александр Домогаров, Валерий Кириллов, Максим Суханов, Константин Райкин, Жан Поль Бельмондо, Жерар Депардье – кто только не примерял на себя одежды французского бунтаря! Ещё одна тема книги – жизнь «Сирано» на сценах российских театров. Инна Гуляева ведёт повествование о московских «Сирано», Андрей Григорьев рассказывает о постановках Ростана на сцене театра Волкова. – Как жаль, что закончилась работа над книгой, – с грустью сказал на презентации Андрей Вениаминович. – Сколько хороших людей встретил! Полностью почитать о книге можно здесь

АЛ: ta_ro пишет: в книге появилась целая портретная галерея корифеев в роли Сирано. Рубен Симонов, Юрий Соломин, Юрий Любимов, Михаил Козаков, Олег Ефремов, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий, Сергей Шакуров, Сергей Безруков, Александр Домогаров... Эльдар Рязанов. Неподведенные итоги Но был один нюанс, из-за которого Высоцкий все равно не мог бы играть роль Сирано. Один из центральных эпизодов пьесы строился Ростаном на том, что влюбленный Кристиан де Невильет, друг и соперник Бержерака, стоя под балконом предмета их общей страсти, не был в состоянии сочинить ни одного стихотворного экспромта. И тогда, невидимый для Роксаны, скрытый под балконом Сирано начинает сочинять рифмованные признания в любви от имени Кристиана. И Роксана думает, что ее избранник де Невильет, не сходя с места, сочиняет такие дивные стихи. Если учесть уникальный, неповторимый голос Высоцкого, то Роксану пришлось бы делать либо глухой, либо идиоткой. Или пришлось бы переозвучивать всю роль Высоцкого ординарным голосом, что было бы кретинизмом. Но проблема была решена иначе — фильм попросту не разрешили снимать.


ta_ro: АЛ пишет: Если учесть уникальный, неповторимый голос Высоцкого, то Роксану пришлось бы делать либо глухой, либо идиоткой. А вот, интересно, меня этот вопрос еще в пьесе как-то всегда смущал. Как Роксана может перепутать голоса, разве ей незнаком голос Сирано?

VA: ta_ro пишет: Как Роксана может перепутать голоса, разве ей незнаком голос Сирано Ну Роксана, вообщем-то, многого не замечает и не слышит: и голос Сирано явно не голос ее возлюбленного, и его слова "Я помню, год назад, двенадцатого мая..." ну ни как не мог произносить Кристиан.

АЛ: Я так поняла, с Кристианом был роман "по переписке", и это неудачное свидание - первое С Сирано близко общались в детстве... позднее - от случая к случаю... Ночь... тишина вокруг... луна светит... и таинственный полушепот из кустов... Она знает, что там - Кристиан... И в текст не вслушивается - завораживает магия стиха Такое объяснение подойдет

нара: Лена, точно. Подойдет.

ta_ro: АЛ пишет: завораживает магия стиха Ладно, уговорили

Татьяна: Что-нибудь более-менее связное о вчерашнем спектакле написать получится, наверно, только к вечеру... А пока эпиграф к моим эмоциям и ощущениям "по поводу"... Хозяин: «...Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала...» (Е.Шварц, «Обыкновенное чудо»)

Татьяна: Ну, что же... Раз есть эпиграф, значит, должно быть и продолжение... Итак, спектакль «Сирано де Бержерак», 4 февраля 2010г... Спектакль о любви... о котором, оказывается, так трудно рассказывать... Вроде бы, так хочется поделиться, но так страшно и практически невозможно поймать и зафиксировать на «бумаге» те мгновенные мимолетные ощущения, что, нанизываясь друг на друга, сложились в нечто, позволяющее вслед за чеховской Соней (несмотря и вопреки всем своим собственным жизненым коллизиям) воскликнуть «Я ТАК СЧАСТЛИВА!», способное, кажется, при желании и совсем небольшом усилии приподнять и позволить парить над землей... Да и как объяснить даже себе самой, почему так будоражат сломанные, «спутанные» мизансцены (когда реплики произносятся «не там» и будто бы даже не тем адресуются, а некоторые адресаты, - де Вальвер, в частности, - настолько не достойны уважения, что даже личного обращения едва удостаиваются) сцены в театре, сразу же выдергивая из привычного и ожидаемого течения действия... Как непривычно игрива и абсолютно поглощена своим чувством влюбленная Роксана и как убеждена в непременной помощи кузена... И как он сам, на мгновенье вдруг позволивший себе вознестись в небеса на крыльях безумной надежды, теперь сидит на бочке и собирает осколки этой разлетевшийся вдребезги мечты, перебирая, то разглаживая, то складывая, лаская пальцами, оставленный Роксаной платочек... Если еще прибавить к этому описанию выражение лица Сирано, в данный момент ничего не видящего вокруг кроме этого маленького кусочка ткани, и приходящего в себя только при появлении графа, поспешно спрятав за пазуху свидетельство своей мимолетной слабости... (невероятно точная, филигранная, бьющая под дых сцена - БРАВО!) Стоит ли говорить, что попытавшийся было юродствовать Де Гиш (Виноградов) получил в ответ не просто сполна – вдвойне!.. Балкон... Слова, завораживающие слова... И калейдоскоп чувств... Тут и надежда и желание, чтобы эти слова, просто слова (МОИ СЛОВА...), зажгли ответный огонь (даже, если адресованный – другому), заставили, презрев все условности, потерять голову, и страх быть узнанным (смешанный с желанием того же самого – и неизвестно, чего больше), и ревность к счастливому сопернику... (который даже и не подозревает себя таковым) Аррас... Роксана, застывающая в горьком недоумении, не понимая, почему Кристиан так, почти яростно, отвергает предложение любви – настоящей ЛЮБВИ, - слепой и безрассудной, не признающей ни преград, ни границ... И объяснение двух мужчин после... двух равных соперников, каждый из которых считает другого достойным любви и счастья куда больше самого себя... прямой и честный разговор... И финал... накрывающий с головой, заставляющий забыть самое себя, потрясенно замерев, боясь пошевелиться и забывая дышать... Скупые и горькие слова прощального письма... «Любовь моя, я не любил тебя!..» И ответное роксанино, мгновенное, поспешной скороговоркой и с запрокинутым лицом, чтобы не было слышно слез:«Нет, Вы меня любили!» (и как прикажете описывать интонацию этих слов, если они до сих пор звучат в ушах, вызывая непроизвольный горловой спазм...) Эпитафия... и собственно – финал... (и полное бессилие словами передать ЧТО же это было...) И шпага упавшая ровно посередине помоста, похоже, навсегда пригвоздив к этим доскам и частичку моей души...

нара: Тань, вот за такую искренность СПАСИБО!!! БОЛЬШОЕ!!!

VA: Танечка! Как бы хотелось оказаться вновь в зале на ТАКОМ спектакле!

Татьяна: Вы, наверно, уже привыкли, что я теперь пишу до-о-о-олго... /а еще если следующий день - выходной.../ Поэтому пока - в первую очередь, - хочу поздравить с "дебютом" Михаила Шульца - с дебютом в роли Карбона... Замечательным получился капитан у гвардейцев! БРАВО, Михаил!!!

ta_ro: Татьяна пишет: я теперь пишу до-о-о-олго... Ничего-ничего, нам интересно - мы подождем А где же еще наши очевидцы? АЛ, ты же была на спектакле, почему молчишь?

АЛ: ta_ro пишет: АЛ, ты же была на спектакле, почему молчишь? Здравствуйте! Рассказ "о подвиге ночном" давно в Гостевой! Еще ночью поставила...

ta_ro: АЛ пишет: Рассказ "о подвиге ночном" давно в Гостевой Так неинтересно гостевая ж для гостей вроде Тащи сюда!

Татьяна: АЛ пишет: Рассказ "о подвиге ночном" давно в Гостевой! Ну, а я, по-старинке, продолжу здесь, если не возражаете... К спектаклю «Сирано де Бержерак» у меня все-таки немного иное, более трепетное отношение, чем ко всем другим спектаклям из нынешнего репертуара... Наверно, это стихи (причем, стихи настоящие, которые нет нужды втискивать в определенный музыкально-ритмический рисунок) добавляют восприятию дополнительную остроту, делая существование артистов на сцене максимально открытым, выявляя и подчеркивая малейшую неестественность и фальшь... И моссоветовский «Сирано» в этом смысле совершенно уникален: в нем эта «стихия стиха» совершенно органична и естественна, как воздух, которым дышишь... Ну, это так, очередное «лирическое отступление...» Вернемся лучше в день вчерашний, на спектакль необыкновенный уже тем, что совпал с «профессиональным праздником» всех тех, кто в этот вечер царил на сцене, и это, похоже, давало им какой-то дополнительный импульс, создавало особый, приподнятый, настрой... Плюс ко всему вышесказанному необычность вчерашнего спектакля была в двойном вводе: как я уже говорила, Михаила Шульца на роль Карбона (очень непривычно, с некоторым «сопротивлением материала» было видеть бывшего «мушкетера» капитаном гвардейцев, но это только по инерции восприятия – повторюсь, Карбон у Михаила получился замечательным, очень чутко реагирующим на все происходящее вокруг, живым и каким-то очень настоящим (не сочтите за «наезд» на Карбона-Евтифьева, просто мне он всегда казался немного отстраненным, более «театральным») и Александра Амелина на роль Мушкетера, соответственно (вот здесь-таки именно ДЕБЮТ, поэтому следует сделать скидку на несомненные молодость, неопытность и волнение исполнителя... В добрый час!.. ) Могла бы долго рассказывать и о как обычно роскошном, «вкусном», Линьере-Гордееве (на сей раз совершенно определенно самостоятельно выбравшем для Кристиана «предмет» в лице кого-то из зрительниц первых рядов), и о добродушном, но не лишенном хитрецы, Рагно-Кузьменкове, и о легкомысленной, кокетничающей со всеми напропалую, его жене Лизе-Львовой, и о «банде» гвардейцев, где все – единое целое, но при этом каждый – индивидуальность (сказанное пока нельзя в полной мере отнести к «зеленой поросли», но вот «старичкам» - Ратькову, Смирнову, Прокошину, Маякину... - хватает двух-трех фраз, чтобы нарисовать весьма колоритные портреты, да так, чтобы ни один характер не повторился), и о невероятной, всегда придумывающей что-то новое, Дуэнье-Кнушевицкой (о, эта «мировая скорбь» по поводу уже исчезнувших пирожков и пончиков, передавшаяся даже Сирано, который таким же «страдающим» тоном препроводил наперсницу Роксаны читать «стихи на пакетах...»), о самой Роксане-Кабо, неизменно очаровательной, женщине в n-ной степени, способной и кружить, и заставлять терять, головы, и о великолепном Кристиане-Щербине, глядя на которого я теперь не устаю удивляться самой себе, когда-то на дух его не принимавшей, и о де Гише-Виноградове, всегда создающем в конфликте Гиш-Сирано дополнительную остроту балансирования над пропастью (одно неверное слово, один неверный шаг – и конфликт превращается в фарс, все летит в тартары... но «соблюдение баланса» рождает такую невероятную, искрящую и фосфорицирующую, «вольтову дугу», ради которой легко прощаются все дополнительные «изыски» СА) Могла бы... Но более подробно мне хочется рассказать о главном герое, о Сирано, потому что именно его я вчера ощущала движителем всего и вся... Он и появился-то как-то в мгновение ока... Пока публика разбиралась, что к чему, пока отвечала аплодисментами на реплику «Явился! Сирано!», он сам, стремительно взлетев по ступеням лестницы на сцену, уже оказался у подножия другой «сцены», где еще красовался тут же начавший заикаться Монфлери, принеся с собой что-то такое мощное и необъятное, что мгновенно заполнило все окрест, подчинив и «подмяв» под себя все дальнейшее действие... Не подумайте, что это было банальное «перетягивание на себя одеяла» - нет, скорее спектакль стал напоминать оркестр и его дирижера (который еще параллельно солирует на каком-то инструменте... да еще КАК солирует!..) Удивительная способность, к которой привыкнуть просто невозможно, из раза в раз делать, казалось бы, все то же самое, произносить одни и те же слова, и при этом оказываться вдруг совершенно другим... Вот и вчерашний вечер не был исключением, добавив в «копилку» еще одного Сирано, того, который, не считая, что «один в поле не воин», всю жизнь боролся со своими «ветряными мельницами...» Да, к нашему стыду, и до сих пор «ложь, зависть, клевета» (etc) необоримы, но не такие ли гениальные безумцы и храбрецы, с открытым забралом вызывающие их на бой, делают мир вокруг немного чище и светлей?.. (а как хороша была сцена Сирано-де Гиш все про те же «ветряные мельницы» - поединок, с долгими, говорящими больше слов, паузами, с взглядами и интонациями вместо шпаг или рапир...) Вы можете подумать, что в спектакле не было любви?.. Была, конечно же, была... Но мне показалось, что не любовь к конкретной женщине, а к Музе – Лауре, Беатриче... Роксане! - к постоянному источнику вдохновения поэта, возможно даже наделяемому им совсем не присущими ей чертами... (поэтому великолепию «Балкона» не повредило даже случайное отсутствие одной строфы, а «Прощальное письмо», да и весь финал, вместившие в себя обе «ипостаси» Сирано, довели действие до эмоциональной кульминации - невероятной «коды», того самого «чтобы душа свернулась, а потом развернулась», перешедшего в несмолкаемую овацию зрительного зала...) БРАВО! Господа Артисты! Примите благодарность за великолепный подарок театральному зрителю, который тоже склонен считать себя причастными к Дню Театра...



полная версия страницы