Форум » Работы в театре » Дядя Ваня » Ответить

Дядя Ваня

Коломбина: Надеюсь, что в скором времени и здесь появятся размышления о новой театральной работе Александра Домогарова.

Ответов - 136, стр: 1 2 3 4 5 All

spring: Татьяна пишет: Похоже, что в октябре-ноябре московские зрители будут иметь дело именно с ними... Скорее всего А Премьеры состоятся в Италии!!!

Татьяна: spring пишет: А Премьеры состоятся в Италии!!! Да, именно так... Об этом и в интервью Андрея КОНЧАЛОВСКОГО говорится: Андрей Кончаловский: кино - это производство, а театр - поиск истины 21.10.2009 14:44 ________________________________________ В театре им. Моссовета идут последние репетиции чеховского «Дяди Вани» в постановке Андрея Кончаловского. Накануне премьеры известный режиссер согласился дать интервью РИА Новости. Беседовала Наталия Курова. - Когда можно будет посмотреть спектакль? - Московская премьера состоится в декабре. А в ноябре мы сыграем двенадцать спектаклей - сначала в Италии, в Милане, Тренто, Реджо-Эмилии и Венеции, затем в прибалтийских столицах - Риге, Вильнюсе и Таллине. А потом уже можно будет объявлять премьеру в Москве. Она немного задержалась, поскольку исполнительница роли Елены Андреевны ушла в декрет, и пришлось вводить другую актрису. - В свое время вы создали по "Дяде Ване" настоящий кинематографический шедевр, фильм, который знают и высоко ценят во всем мире. Что подвигло Вас вновь обратиться к этой чеховской пьесе, но теперь уже в театральной версии? - С тех пор прошло почти 40 лет. Я тогда и я сейчас - два разных человека. Кино снимал молодой человек, увлеченный Бергманом. Сейчас я другой. У меня другое отношение к жизни, к себе, к Чехову и его персонажам. Тогда я снимал фильм о героях, талантливых людях. Думаю, что тот мой "Дядя Ваня" был ближе к Станиславскому и к его восприятию Чехова. Сегодня я ставлю спектакль о простых людях, которые иногда думают о себе не то, что они есть на самом деле. Чехов не писал героев. Он говорил, что пишет скучную, серенькую обывательскую жизнь. Но это не значит, что он не любил своих персонажей. Чехов не делил их на хороших и плохих, он никогда бы не сказал, что Астров - хороший, а Серебряков - плохой. Они все и хорошие, и плохие одновременно. Чехов писал Суворину в ответ на его обвинения в отсутствии идеологии: "Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: "Кража лошадей есть зло". Но ведь это и без меня давно уже известно. Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать, какие они есть". - Сегодня режиссеры позволяют себе иногда переписывать классиков. Это стало даже модно. Как вы работаете с текстом Чехова? - Конечно, каждый имеет право делать то, что хочет. Если кто-то переписывает автора, возможно, это имеет смысл и способствует более глубокому раскрытию замысла режиссера. Я же отношусь к тексту как к священному писанию. Я могу игнорировать ремарки, поскольку совсем не обязательно, что так думал Чехов: они могли быть сделаны Станиславским, да и сам Чехов делал ремарки, которые диктовались театральной эстетикой XIX века, а часто и цензурой. Поэтому ремарки я часто игнорирую, а текст - никогда. - Как вы относитесь к принятому сегодня осовремениванию классики, переносу действия в наши дни, с соответствующим оформлением спектаклей и костюмов? - Действительно, сейчас это модно. Но мне это скучно. А главное - мне кажется, что современные спектакли зависят не от костюма и сценографии. Мало кому из режиссеров удается такими способами добиться актуальности. В нашем спектакле все в том времени, в каком писал Чехов - и костюмы, и сценография, которой фактически нет: два кресла, три стула и диван. Я пока не знаю, что в результате получится, хотя каждый день вижу своих героев. Мы все время растем, в процессе репетиции что-то меняется в нашем восприятии себя и чеховских героев. Главное - понимать, в каком направлении двигаться. Все артисты талантливы, и каждый приносит свое, но ключевым здесь был выбор Астрова - его играет Александр Домогаров, - и дяди Вани, чья партия досталась Павлу Деревянко. - Что сложнее - ставить Чехова в театре или снимать по его произведениям фильмы? - Это очень разные вещи, разные процессы. Кино - это производство, а театр - поиск истины. В кино вы обязаны дать результат на экране во время дублей. А в театре вы месяцы живете со спектаклем, прежде чем он начинает обретать душу. В кино Чехов всегда выглядит очень слабо. Особенно, если действие выносят на воздух: на пленэре чеховские монологи не звучат - получается фальшиво. Драматургия Чехова условна, многослойна, символична. Он делал театральный модерн, исходя из Стриндберга-Ибсена. И потому драматургия Чехова - это театр, а проза - это кино. - Чехова любят во всем мире - мало найдется на свете театров, у которых не было бы в репертуаре спектакля по чеховской пьесе. В чем секрет такого непреходящего успеха? - Ставят, действительно, много. Правда, иногда так скучно, что невозможно смотреть. Скулы сводит и хочется уйти уже с первого акта. Что касается секрета популярности чеховских произведений, то тут все просто. Великие драматурги всегда современны - Эсхил, Софокл, Стриндберг, Ибсен, Шекспир, Чехов. Чехов, пожалуй, самый крупный русский драматург. Он вечен, потому что у него нет ответов, а только вопросы. А в великой драматургии всегда есть тайна. Собственно, эту тайну и пытаются разгадать до сих пор, но сделать этого нельзя, как нельзя ответить на вопрос, что такое жизнь. Антон Павлович писал жене: «Ты меня спрашиваешь, что такое жизнь, а я у тебя спрашиваю, что такое морковка. Морковка - это морковка, а жизнь - это жизнь». Гениально отвечал. Он не говорил, что жизнь - это служение добру, что это - красота, которая спасет мир. Чехов говорил, что не знает, что такое жизнь, что в природе все прекрасно, за исключением того, что мы делаем и говорим. Чехов любил людей не за то, что они талантливы - он просто любил. - Часто говорят, что современный зритель не желает думать и сопереживать, а только ищет развлечения. Как Вы думаете, Чехов и современная публика смогут услышать и понять друг друга? - Здесь, конечно, многое зависит от режиссуры и артистов. Но, действительно, зритель изменился. Он стал более поверхностным. Сам зритель в этом не виноват - он живет в XXI веке, придавленный обилием бессмысленной и вредной информации. Современный человек сегодня находится под постоянным напором рекламы, музыки, шума, гама, его мозг постоянно реагирует на какие-то картинки, на глянцевые журналы. Он теряет возможность и, в конечном счете, потребность думать. - Может быть, это вскоре достигнет предела и начнется обратный процесс? - Наверное, начнется. Но сегодня пока такого предела мы не достигли и продолжаем опускаться вниз. И не только в России. Особенно в этом смысле страдает западная цивилизация: быстрее всех разлагаются англоязычные страны, Англия и Америка. У нас, например, может идти пять спектаклей Чехова в одном городе, а в США вы найдете два, в крайнем случае - три города, где идет Шекспир. Зарубежная публика очень вежлива, они понимают, они реагируют. Но у нас совсем другая чуткость, другой эмоциональный инструмент. Только у нас можно увидеть толпы зрителей, которые стоят у театральных подъездов с цветами. Такого в Европе не бывает. Такой Европа была 150 лет назад. Просто мы отстали и слава Богу. - Не могу не задать традиционный вопрос о том, чем, помимо "Дяди Вани", вы сейчас заняты? - Из последних важных для меня работ - "Король Лир", спектакль, который я поставил в Польше с Даниэлем Ольбрыхским. Это мое первое обращение к Шекспиру, и работа принесла мне огромное удовольствие. Я возобновил спектакль "Мисс Жюли" - я считаю, он очень вырос, изменился, хотя заняты в нем те же артисты. Завершил большой музыкальный фильм "Щелкунчик", премьера которого состоится через год на Рождество. А впереди - постановка "Бориса Годунова" в Турине и "Сказание о граде Китеже" в Париже. Обсуждение и мысли, вызванные этим интервью, непосредственно спектакля не касающиеся, перенесены в тему "Мы в Театре и Театр в нас". Спасибо за понимание, на которое очень надеюсь.

VA: Доктор Астров - А.Домогаров. 21 октября 2009 года.


АЛ: Вера, спасибо! А "слова" будут?

Коломбина: Вера, спасибо за фото!!!! Как всегда: очень точное!!!!!!!

VA: Сам зритель в этом не виноват - он живет в XXI веке, придавленный обилием бессмысленной и вредной информации. Современный человек сегодня находится под постоянным напором рекламы, музыки, шума, гама, его мозг постоянно реагирует на какие-то картинки, на глянцевые журналы. Он теряет возможность и, в конечном счете, потребность думать. "Ну это как и для кого". Ладно, пусть каждый думает как хочет или как может. Я буду о другом. Четыре года назад мне посчастливилось увидеть репетицию "Странной истории...", сегодня - новую работу А.Кончаловского. За три дня до ... короче, не знаю, как это назвать, поэтому буду по-простому, по русски: до премьеры. Если тогда я довольно быстро выстроила в ряд свои ощущения и перенесла это на бумагу экран, то здесь так не получается. Пусть лучше отыграется спектакль на сцене, на зрителе, и не один раз, тогда и можно будет сказать что-либо более вразумительное. Одно скажу уже сейчас: трактовка некоторых образов не совпадает с моим воспринятием персонажей. Очень понравились Юлия Высоцкая, Александр Филиппенко. Здесь стопроцентные попадания в роль. С оценкой игры Павла Деревянко (дядя Ваня) повременю. Спектакль еще не родился, ему это только предстоит. Извините, но мне действительно очень сложно облечь в слова свои ощущения. Не получается. Если позволите - завтра. Как Вы думаете, Чехов и современная публика смогут услышать и понять друг друга? - Здесь, конечно, многое зависит от режиссуры и артистов.

АЛ: VA пишет: Здесь, конечно, многое зависит от режиссуры и артистов. "Бог знает что. Черт знает как. Все остальное зависит от режиссуры."

нара: Вера, спасибо большое!!! Это очень трудно все свои чувства, восприятие героев облечь в слова. Если честно, Чехова я очень трогательно люблю, и сейчас такое чувство... боюсь разочароваться... Хотя вот эти слова А.Кончаловского мне очень близки, понятны, и если будет такое понимание Чехова на сцене, то может все сложится. Чехов не писал героев. Он говорил, что пишет скучную, серенькую обывательскую жизнь. Но это не значит, что он не любил своих персонажей. Чехов не делил их на хороших и плохих, он никогда бы не сказал, что Астров - хороший, а Серебряков - плохой. Они все и хорошие, и плохие одновременно. Чехов писал Суворину в ответ на его обвинения в отсутствии идеологии: "Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: "Кража лошадей есть зло". Но ведь это и без меня давно уже известно. Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать, какие они есть".

VA:

VA: Знаете, весной на реке ломается лед. До этого река скована, холодна и неуютна. И надо, чтобы засверкало солнце, повеяло теплом, которое заставит разломать эти ледяные оковы. ...Минимум пространства, минимум предметов. Слова героев проникают внутрь тебя, заставляют сопереживать, сочувствовать, понимать и думать. Ты выходишь из зала и еще очень долго носишь в себе часть того мира, в котором ты оказался. Твоя душа вывернула наизнанку. Спектакль "Мой бедный Марат". режиссер Андрей Житинкин. Прекрасные актеры - Кузнецова, Ильин, Домогаров, театра имени Моссовета. ...Тот же театр, та же сцена, великолепный (подчеркиваю это) состав актеров, декорации , сошедшие со страниц чеховских произведений. Произведение, знакомое со школьных лет. Что пояснять, одно имя писателя - Чехов! - говорит само за себя. Режиссер Андрей Кончаловский, спектакль "Дядя Ваня"... И ничего. Холодно, словно стоишь у той самой ледяной реки. Ощущение пустоты. Слова проходят мимо, даже не касаясь. Не заставляют вздрогнуть, посмотреть в себя. Кончаловский говорит, что его спектакль лишен излишеств, напускного блекса, все сконцентрировано на словах персонажей. Желание - понять русскую душу. Но на мой взгляд, постановка Кончаловского именно - внешний блеск. Есть замечательные актеры, есть прекрасное произведение, есть фасад, но нет души. "Как спектакль?" - спросила я у сестренки. Ответ: "Никак". Я боялась, что это одна я не смогла оценить всю тонкость режиссуры. Оказалась, я не одна. Сестра очень хотела увидеть "Дядю Ваню". Чехов - один из ее любимых писателей. Разочарование коснулось не только меня. Русская душа не понята. "В Италию, господа, в Италию!".

Коломбина: Я, так сказать, от имени и по поручению. На этот раз, товарища нашего Ал. Програмка к спектаклю "Дядя Ваня".

Коломбина: "Буду краток!" С ПОКОРЕНИЕМ НОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВЕРШИНЫ, Александр Юрьевич!!!!

Амели: Пока девушки пытаются изложить свои мысли на бумаге... С почином, Александр Юрьевич!

Татьяна: Коломбина пишет: "Буду краток!" Ну, а я не буду столь лаконичной и попытаюсь облечь в слова мои вчерашние впечатления. Сразу оговорюсь, что подходить к спектаклю в таком виде, что он существует сейчас, с мерками «гамбургского счета» считаю, по меньшей мере, странным… Он еще не вполне родился, а еще рождается – за это говорит и режиссерский столик посередине партера, и то, что названы эти нынешние показы «предпремьерными»… (да и к первым премьерным спектаклям обычно отношение предполагается несколько иное, чем к крепко и прочно вставшим на ноги…) Ну, как бы то ни было, процесс «разрезания пуповины» вынесен на сей раз на суд зрителей и уже дает возможность говорить о том, что мы видим… А предложено нам зрелище очень непохожее на традиционное и привычное сценическое решение этой пьесы Чехова, весьма далекое от прочтения ее даже самим, но «ранним», Кончаловским, лаконичное и графически четкое, с минимальным антуражем и почти статичностью декораций, и очень, нарочито, жесткое, где взаимоотношения героев, ситуации, в которые они попадают, доведены, если не до абсурда (местами пробивалось и такое), то до предельных, очень острых, проявлений… Да, работа над спектаклем еще продолжается… Да, артисты, которые до этого не встречались в работе на одной сцене, еще должны притереться друг к другу, чтобы задышать в одно дыхание, начать понимать партнера с полуслова… (труднее всего в этом отношении пришлось Н.Вдовиной (Елена Андреевна), вскочившей на полном ходу в уже мчащийся «поезд» репетиционного поцесса…) Да, пока сложно говорить о спектакле как о едином целом – порою действие распадается на отдельные фрагменты, и нужное количество «цемента», его скрепляющего, приготовить еще предстоит… Но оно, это действо, уже живет, цепляя и заставляя взглянуть на себя немного другими глазами, буквально «за шкирку» подтаскивая к зеркалу, чтобы убедить, что и ты сам именно таков, или (не без удовлетворения) понять, что ты, наверно, «белая ворона», существующая в своей собственной системе координат… И, по традиции, об актерских работах, на сегодняшний день наиболее запоминающихся… Профессор Серебряков, как мне кажется, намеренно выпадающий из общего ряда героев спектакля, выпирающий, как гвоздь в ботинке, всем мешающий, досаждающий и заставляющий всех и вся вращаться вокруг собственной персоны – блестящая работа А.Филипенко: он предсказуемо парадоксален и именно этим невероятно хорош… Соня (Ю.Высоцкая), нарочито лишенная даже малейшей женской привлекательности, превращенная едва ли не в синий чулок, но временами забирающаяся на такие запредельные высоты, не словами, не жестами – одним лишь выражением лица, отражающим всю гамму эмоций и смятения чувств, заставляющая замирать от боли и пронзительной жалости…до кома в горле…до слез… А.Бобровский (Телегин), органичный всегда и во всем… (хотя, поначалу слегка шокирующий и раздражающий необычностью облика и манеры держаться…) Обескураживающая, даже внешне с трудом узнаваемая, Л.Кузнецова... (няня Марина) И (можете называть меня трижды предвзятой и необъективной, но считаю эту работу на сегодняшний день в спектакле самой состоявшейся) – доктор Астров… Но не привычный, чуть усталый, немножко чудаковатый, «повернутый» на своих лесах уездный доктор-интеллигент, а жестко-ироничный, временами даже циничный (профессия накладывает отпечаток) человек, все четко и ясно видящий и понимающий и уже давно не питающий никаких иллюзий ни по поводу окружающих, ни по поводу своей собственной жизни… С ПОКОРЕНИЕМ НОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВЕРШИНЫ, Александр Юрьевич!!!! Присоединяюсь всецело и с большим удовольствием!

spring: Татьяна пишет: все четко и ясно видящий и понимающий и уже давно не питающий никаких иллюзий ни по поводу окружающих, ни по поводу своей собственной жизни… Сама на спектакле не была, поэтому вопрос ко всем бывшим. По тем первым впечатлениям, что уже есть, можно сказать, что Астров это еще один , новый образ, созданный Александром Юрьевичем?

АРЧИБАЛЬД: Еще вопросик можно?(тихо -тихо)А какое впечатление произвел Дядя Ваня?

Татьяна: АРЧИБАЛЬД пишет: А какое впечатление произвел Дядя Ваня? У меня с самим Дядей Ваней пока "романа" не получилсь - сейчас пойду пробовать снова...

Коломбина: Начну издалека… Мой роман с Чеховым начался не с традиционной «Каштанки», а сразу с «Чайки». Чеховские герои, эти странные мужчины и женщины, были для меня такими инопланетными существами: красивые, умные, тонкие с грузом проблем, мыслей и чаяний, которых, казалось, никогда не бывает в жизни… Но время летело очень быстро, и чеховские персонажи обретали реальные черты… Вчерашний спектакль… Путь к нему был долгим и непростым… Новость о постановке А. Кончаловского в театре им. Моссовета вызвала скорее больше вопросов, чем восторга, ожидания или предвкушения чего-то нового яркого, неожиданного: почему «Дядя Ваня» (слишком живы образы, созданные актерами в фильме снятом в далекие 70-ые); почему Домогаров – Астров, а Деревянко - дядя Ваня… и еще тысяча почему…. Кончаловский, которого с определенного времени воспринимаю, как Великого прагматика настолько, насколько применим это термин к творчеству, оказался Великим выдумщиком и затейником… Он наполнил такой уютный, знакомый, тихий, на первый взгляд, чеховский мир с его страстями, пороками и просто человеческими слабостями, вырывающимися в считанные доли секунды и разрушающими все вокруг себя, героями нашего времени. У чеховских героев Кончаловского, лицо НАШИХ современников. Ведь, по сути, все чеховские герои мои сегодняшние ровесники… Выросло целое поколение, в которое сначала закладывали некую базу моральных основ и ценностей, потом доказывали, что без этого возможно и нужно жить, а теперь говорят, дескать, а живите, как хотите, как знаете, как можете… И каждый выбрал свой путь: кто-то сопротивлялся, кто-то сломался, кто-то растерялся… Павлу Деревянко сложнее всех…Его дядя Ваня далек от традиционного образа, созданного мастерами отечественного театра. Минимум привычной рефлексии, но… комичность, преходящая в гротеск, а и иногда и на грани фола, лишь усиливает и подчеркивает безысходность… Он не знал ЖИЗНИ, круг его общения узок, он жаждет внимания и любви, пытаясь их получить всеми доступными ему средствами… Профессор Серебряков Александра Филиппенко … Ярок, точен, органичен… Звезда … Как он здесь? Зачем он здесь?…Ведь не болезнь его сюда действительно привела, и не желание отдохнуть или увидеть дочь… Как ни странно, он приезжает сюда за тем же … Он помнит, что раньше этот мир был наполнен любовью, вниманием, обожанием, он крутился вокруг него. Его столичная, насыщенная событиями жизнь, канула в Лету , и он едет туда, где его, как ему казалось любят и ждут… Ан нет… Елена Андреевна Натальи Вдовиной столичная штучка…профессорская жена… Что ей этот мир, и что она этому миру ???? Что стоит за ее поисками ? Пока для меня это самая загадочная фигура этого спектакля… Поначалу кажется, что именно ей предстоит изменить что-то в судьбах этих людей. Но она ищет какую-то свою гармонию, особенную, похожую на страну вечного покоя Транквилли, в которой нет места чувствам и страстям, ничто не должно отвлекать ее от того, что происходит с ней … Она не проста, немного цинична, умеет играть, как по правилам, так и нарушать их … но, как же ей скучно… Ей и Астров-то интересен только здесь и сейчас…на его месте мог бы любой!?... Доктор Астров… почему-то всплыло арбузовское : «А наш-то, на кого похож?» - А ни на кого!!!! Жизнь страшна, скучна и неинтересна… И когда, умные талантливые люди, осознают это, они уходят… В нашем, с доктором случае, в леса… Пожалуй, впервые в жизни, я подумала о том, что по большому счету для Астрова - это такой побег от действительности. Он выстроил СВОЙ мир, холит его, лелеет. Это - такая виртуальная жизнь, где востребованы все его знания, все его навыки, его чувства и мысли. Но он там страшно одинок, в этом мире, оттого и готов впустить в него первую встречную, готов поверить ей… Но и его мечта не выдерживает столкновения с реальностью… Потому прощальный поцелуй (лишь легкое касание пальцами губ еще мгновение назад такой близкой женщины), так трепетен и холоден одновременно. Потому последний порыв Елены Андреевны остался без ответа…Пропасть… Надежда на счастье, любовь, интересная жизнь - не сбылось. Будут плохие дороги, эпидемии, мужики, вырубающие леса, хозяйственные заботы и...Соня, штопающая носок. И нет привычной уверенности, что до весны он к ним не заедет… «Само собою, если случится что, то дайте знать - приеду.» - уже совсем тихо и нежно и только Соне… Вчера это был совершенно другой Домогаров. Такого я еще не видела… Соня Юлии Высоцкой. Смешной, угловатый, стойкий оловянный солдатик, так рано, призванный на войну, имя которой НЕЛЮБОВЬ… Маленькая хозяйка большого дома. По сути, все на ней: дом, люди с их сломанными судьбами и жаждой любви. Слишком большой груз взвалила на себя эта маленькая девочка… Во взрослые игры она вынуждена играть… Оттого и чувство ее к Астрову, такое трогательное, щемящее… Он - ее окно в мир, участник ее детских игр, который не заметил, что девочка выросла и рядом с ним давно уже молодая женщина. От того, финальный монолог ее не тих и безысходен, а стремителен, отважен и смел… Она сметает со стола вместе со счетами, амбарными книгами, счЕтами , ту жизнь, в которой ничего не происходит, где никто никого по большому счету не любит, где все несчастны, и нет просвета… «Мы отдохнем?» - вопрошает она вглядываясь в небо, обращаясь к кому-то невидимому… И столько веры и робкой надежды в этом… Но мы - то знаем ответ… (((( Потому так понятна использованная Кончаловским на программке и в спектакле цитата из штайновского спектакля , ваза разлетающаяся вдребезги, как символ… Жизнь, как вода уйдет, цветы-мечты завянут , но «надо жить, надо работать»… Мы отдохнем???? Браво, господин Кончаловский ! Браво, господа актеры!

МК: Всеобщий восторженный одобрям-с не дает покоя уже который день. Я пыталась понять, что не так? Чего я не увидела и не поняла в сем гениальном творении мэтра? Почему не зацепило, ну ни капельки? Ведь и Чехов - любимый писатель, и театр им. Моссовета уже давно стал родным. Ан нет. Чего-то не хватает. Сегодня пересмотрела "Дядю Ваню" Товстоногова с Лебедевым, Басилашвили, Лавровым. Все стало на свои места: в новой интерпретации нет души, страсти, эмоций, настоящих эмоций, запредельных, бьющих через край. Нет тех выражений глаз, тех жестов, интонаций, которым веришь безоговорочно и сразу. Может быть для современного молодого зрителя и нужна ТАКАЯ - новая - трактовка, примитивная, минималистичная, чтобы по полочкам разложено, разжевано и в рот положено, только глотай. Но вот задумываться она не заставляет. Я, в принципе, не сторонница очень резких высказываний, но с автором поста на одном из блогов мне в данном случае очень трудно не согласиться Автор ShadowOfThePast "Современное искусство как оно есть. Тупое, беспощадное и в основном "для себя" А уж зрители есть зрители. Не понял - ничего возвышенного в тебе нет. Понял - ты Кончаловский или близкий его друг/родственник. А сделал вид что понял и впал в экстаз - пользуешься уважением у таких же "ценителей". Прошу меня простить, я никого не хотела обидеть или оскорбить. Это исключительно только мое мнение.

АЛ: --МК пишет: Прошу меня простить, я никого не хотела обидеть или оскорбить. Это исключительно только мое мнение. Вся рота в ногу, один поручик не в ногу… Это я про себя. Посмотрела сегодня спектакль, почитала отзывы о прошлых спектаклях – осталась в недоумении. Признаюсь честно, в театр я пошла не просто так, а достаточно подготовленной, перечитав пьесу и ознакомившись с последними интервью Андрона Сергеевича. - Как вы относитесь к принятому сегодня осовремениванию классики, переносу действия в наши дни, с соответствующим оформлением спектаклей и костюмов? - Действительно, сейчас это модно. Но мне это скучно. А главное - мне кажется, что современные спектакли зависят не от костюма и сценографии. Мало кому из режиссеров удается такими способами добиться актуальности… Сценография - пожалуй единственное, к чему нет вопросов. А вот остальное… Зал полон, много узнаваемых лиц (Андрей Житинкин, Никита Михалков, Ольга Остроумова, еще кто-то из сериальщиков и критиков (лица узнаваемые, а фамилии, увы… склероз) Спектакль начинается с включения шума улицы, потом на экране появляется Маяковка… Фотографии того времени… Зачем? Какую смысловую нагрузку они несут? Вообще эти шумы и периодически включающийся экран здорово мешают, напрягают, не дают сосредоточиться на самой пьесе. - Часто говорят, что современный зритель не желает думать и сопереживать, а только ищет развлечения. Как Вы думаете, Чехов и современная публика смогут услышать и понять друг друга? - Здесь, конечно, многое зависит от режиссуры и артистов. Но, действительно, зритель изменился. Он стал более поверхностным… Он теряет возможность и, в конечном счете, потребность думать. Осмысливать можно то, что понимаешь… Я перестала понимать с момента появления «женщины в белом»: белое платье, белая шляпа, белая вуаль, белая книга в руках… На качели присела, покачалась, ушла… Все молча… «То ли девушка, то ли виденье». У Чехова такого нет – ни в тексте, ни в ремарках. Окончательно добила финальная фотография вырубленного леса – одни пеньки...Типа, берегите природу –... - Чехова любят во всем мире - мало найдется на свете театров, у которых не было бы в репертуаре спектакля по чеховской пьесе. В чем секрет такого непреходящего успеха? - Ставят, действительно, много. Правда, иногда так скучно, что невозможно смотреть. Скулы сводит и хочется уйти уже с первого акта. Очевидно, чтобы зрители не скучали, герои шумели с момента появления и по любому поводу. Летало все: букеты, бумаги из шкафа, все, что стояло на столе во время последнего монолога Сони. О персонажах. Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор – Александр Филиппенко. В общем понравился, только вот взвинченный эгоцентрист в его исполнении очень похож на другие роли Филиппенко. Елена Андреевна, его жена – Наталья Вдовина. Очень странная особа... Вообще-то приход дяди Вани с букетом у Чехова прерывает поцелуй, а не… как бы помягче выразится… то что за ним следует. И в такое пикантной ситуации наверное, первое, инстинктивное, движение – поправить костюм… Но… В нашем спектакле все в том времени, в каком писал Чехов - и костюмы, и сценография … и долго демонстрируются стройные ноги в белых чулках с подвязками… видимо, в качестве доказательства исторической достоверности костюмов. Софья Александровна, его дочь от первого брака – Юлия Высоцкая. Вот Соня мне понравилась очень! Угловатая, нескладная, очень искренняя, она достоверна от первого появления до последнего монолога про «небо в алмазах», в котором летят во все стороны банки, склянки и дядя Ваня… Войницкая Мария Васильевна, мать первой жены профессора – Ирина Карташова. Этакая эмансипированная дама с пахитоской на длинном мундштуке, обожающая зятя и нескрываемо презирающая своего сына. Войницкий Иван Петрович, ее сын, - Павел Деревянко. Жуткая смесь из Чехова (грим и пенсне), Ленина (характерная походка и картавость) и классического неврастеника! Бегает, прыгает, подскакивает, размахивает руками… Телегин Илья Ильич, обедневший помещик – Александр Бобровский. Даа… Прочитав распределение ролей, удивилась, как такого фактурного бобра ухитрились сделать приживалом… Да легко! Огромный живот, недвусмысленный фальцет, странная походка… Жену, которая его бросила, вполне можно понять. Марина, няня – Лариса Кузнецова. Главное достоинство – неузнаваемость. В остальном чересчур бойкая старушка, скачущая по сцене с самоварами и тряпками, вызывает подспудное раздражение. МК пишет: Всеобщий восторженный одобрям-с не дает покоя уже который день. Я пыталась понять, что не так? Чего я не увидела и не поняла в сем гениальном творении мэтра? Почему не зацепило, ну ни капельки? Я задумалась над этим при выходе из театра. Почему я не поняла и не приняла того, что нравится всем? Почему никого не задевает такое странное вИдение классики? Не знаю… Видимо, я и есть тот самый «поверхностный» зритель. Утешает одно, в этом мире я не одинока, мое мнение по поводу этой постановки разделила подруга. Она часто ходит в театр, но, похоже, как и я – зритель, потерявший потребность думать. Я вернусь к Ростану, в мир шпаг и мушкетов, любовных писем и ночных серенад. Где вылетающие из горлышек бутылок пробки звучат оружейными залпами, где лихие гвардейцы играют в свои мужские игры, рифмуя «любовь» и «кровь». Только порой заигрываются так, что игры становятся уже не мужскими. «Борьба, трактиры, стычки, шпаги, кони…» Произведение другое, но эпоха та же. Дуэль против ста, кондитерская Рагно, шпаги тоже есть… коней дорисует воображение… «Шпаги звон, как звон бокала...»

нара: "Дядя Ваня" 24 октября 2009 г. Рассказ о сегодняшнем спектакле как ни странно, начну с себя, любимой. Я очень не люблю ходить на премьеры на «наши» спектакли, нервничаю ужасно, до дрожи. Но со своими комплексами надо бороться, и в итоге билет на 24-го был приобретен. И 22-го вернувшись поздно домой, заглянув в рунет , я поняла, что в театре только что закончился прогон спектакля. Первые слова были «Черт», далее текст не стоит даже приводить, потом я успокоилась и сказала себе: «Не дергайся. Значит так должно быть». Увидеть самый первый спектакль мне не судьба, наверное, и не очень хотелось. Перед началом вышел А. Кончаловский, объяснил, что это тоже прогон, хотя были зрители, которые честно пришли на давно заявленную премьеру , сказал, что спектакль – это фарс, попросил выключить мобильные, и удалился на свое законное рабочее место в четвертом ряду. По обе стороны располагались стулья, где сидели актеры, ожидая своей сцены, зрителям на радость, но не думаю, что актерам это по душе, по-моему это их несколько напрягает. Я хочу еще раз сказать, что мы всегда выражаем свое мнение, пытаемся поделиться своими чувствами и эмоциями, и это только ну в моем случае, только мое, очень скромное мнение, это так, как я смогла понять. И еще, спектакль, безусловно, он только родился, он у нас совсем крошечный, он будет расти, меняться, и я хочу, чтобы он менялся, в лучшую сторону. Это пьеса о том, что каждый человек заслуживает своей судьбы. И хотя все герои, кроме Сони, не хотят смириться с действительностью, и имеют большие претензии к жизни, полагая, что заслуживают лучшей участи, но только жалостливо ноют, и ждут просто чуда. Оно вдруг свершится, и в их жизни появится смысл. Чехов понимал, что его герои живут не так, но как надо, он сам не знал. Путей решения проблемы он так и не смог предложить. Дядя Ваня – человек, доживший до 47 лет. Жизнь, прожитая абсолютно зря. Человек, который со страхом и ужасом думает о том, что ему надо прожить еще тринадцать ( страшно подумать) лет, огромная череда бессмысленных и пустых лет. Всю свою жизнь он прожил в усадьбе, он тяжело работал, днем и ночью, и чувствовал себя необходимым профессору. Для дяди профессор был небобожителем, он возвеличил его, для него он был самым умным, самым гениальным, он служил ему. Устраивала ли его жизнь, непонятно, но он так жил , и, может, какое-то время был этим счастлив. Как известно, что самую большую и горькую цену мы платим за свои иллюзии. Вот и Дядя Ваня заплатил!!! Все это в пьесе, оно было, оно там и осталось. Я прекрасно понимаю, почему А.Кончаловский отдал эту роль Павлу Деревянко, пытаясь использовать его комедийные способности. Но в итоге ничего не случилось, вся роль просто размазана по тарелке, как манная каша. Это не гротеск, это даже не фарс, это просто клоунада в чистом виде. Доходило дело до смешного, впереди меня, во втором ряду, достаточно узнаваемые актеры, фамилий называть не буду, просто сползали тихо на пол, давясь смехом, некоторые вообще громко смеялись на весь зал в сценах, которые по определению не должны быть смешными. Для меня очень обидно, что абсолютно не прозвучала мелодия любви Дяди Вани к Елене Андреевне. Любви дядя Вани не было вообще, а ведь в пьесе у Войницкого Ивана Петровича очень серьезное чувство к Елене Андреевне, он страдает, он любит, как умеет и как может, порой уже доставая ее своей любовью. Даже такие пронзительные слова «Осенние розы - прелестные, грустные розы...» Деревянко удалось безбожно испортить, он их произнес визгливым голосом, и унесся, припрыгивая на одной ножке??? Попытайтесь представить дядю Ваню, скачущего на одной ножке, или когда он разговаривает картавя, почему-то пытаясь быть похожим на Ленина. Представили??? Удовольствие получили??? Для меня очень важным и много объясняющим в образе Войницкого является момент, когда провожая профессора Серебрякова, он говорит:»Вы будете получать, все как прежде…» Все его наезды на профессора смешны, нелепы, он просто «маленький человек», попытавшийся в своих мечтах на минуту стать большим, хотевшим себе доказать, что все не зря, что он может дотянуться до профессора, стать вровень с ним, и осознавшим свою ничтожность, и в конце склонивший голову, в этот момент он бесконечно жалок. Этот момент Деревянко тоже полностью скомкал. Я сейчас пытаюсь понять режиссерскую логику А.Кончаловского , что хотел сказать вот таким дядей Ваней, но постичь пока не в состоянии. Второе мое огромное разочарование – это Елена Андреевна, Наталья Вдовина. Я очень разочарована. Насквозь фальшива, неестественна, она в течение всего спектакля все время веселилась, чему радовалась, мне непонятно. Все. Няня, Лариса Кузнецова, моя любимая Лика. Актриса, которую я бесконечно уважаю. Мне очень жаль, что у нее так мало ролей, что ее в упор не видят режиссеры, а ведь она очень талантливая актриса. ЕЕ няня – это фарс. Но я его принимаю. Здесь по делу. Соня – Юлия Высоцкая!!! БРАВО, БРАВО и БРАВО!!! Юлия Высоцкая – она ничего не изображает, она не играет, а просто проживает жизнь своей героини, на всю катушку, изо всех сил. Сонечка Высоцкой бесконечно несчастный человечек, ведь ее никто не любит, никому она не нужна, даже собственному отцу. Она это понимает, и она умеет не требовать от людей большего, чем они могут дать. Я сейчас долго не буду говорить, может потом, но все сцены, сыгранные Высоцкой, просто блистательны, я это хочу еще раз увидеть. Это стоит увидеть!!! Доктор Астров – Александр Домогаров. Для меня сегодня главный герой в этом, увиденном спектакле, Астров. И это абсолютно иной, другой Астров, которого я никогда не видела. С первого своего появления человек, который все понимает и знает и про себя, и про других. Его невозможно обмануть, его невозможно провести. Он сейчас на середине жизненного пути, за плечами долгие километры сельских, тоскливых дорог, огромная череда никогда не заканчивающихся больных, мало лекарств, и огромная ответственность за человеческие жизни. В такой жизни выживет только очень сильный человек. Он никого не любит, ничего не чувствует? Он хочет стать неуязвимым, хочет застегнуть цепочку своей души наглухо, но не может, не получается. Вот, больной умер под хлороформом, а видишь, как задело, и время от времени Астров застывает, куда-то «уезжает», он не здесь, он там, с этим больным, в операционной, он пытался его спасти, но не смог, и это будет его мучить всегда. Он никого не любит? Да, не любит. Просто у него такой момент в жизни, он устал, и ему не до любви, да и ближайшем обозрении нет человека, который может задеть его сердце. Но он хороший человек, ведь только очень хорошие люди могут понимать, принимать, любить от всей души деревья, лес, ему больно от того, что люди бездумно и бездушно топчут, рушат, уничтожают «его богатство». И ради чего, ради каких высоких идей? И почему люди не умеют, не хотят, и не научатся относиться к лесу, к каждому деревцу как к живому, почему бездушно уничтожают все, к чему прикоснутся? Кто его может понять в этой сельской глуши, и где она эта истина? Астров пытается искать ее повсюду, и на дне рюмки в том числе. Когда в первом акте няня ему принесла графинчик, он выпил рюмку, няня пыталась ускользнуть, Астров ухватил ее за жакет и притянул обратно. Это было сделано так вкусно. Астров Домогарова смеется над собой, но смеется умно и достойно. Фарс тоже надо уметь играть. Астров и Сонечка, встретились два одиночества, ночью, у буфета, Сонечка смотрит на него бесконечно влюбленными глазами, но Астров этого не замечает, но интуитивно чувствует, что ей можно рассказать многое, что его мучает, и его Сонечка услышит. И он рассказывает многое, а еще больше о многом умалчивает, и за его словами одиночество, и то, что его никто не понимает, и нет в этом мире дома, где он почувствует себя просто человеком, не странным, а просто таким, каков он есть на самом деле, со всеми своими достоинствами и слабостями, сомнениями и надеждой. Она пытается ему намекнуть ему о своих чувствах, а он просто засыпает на ее плече (всю ночь он «закусывал» ), а потом встряхивается вдруг, и снова абсолютно остановившийся взгляд, белое лицо, больного вспомнил… Необыкновенно, очень точно Астров рассказывает Елене Андреевне о лесах, показывает карты, и это так здорово! Просто завораживает!!! Его действительно не проведешь, Елену Андреевну он видит насквозь. Он не спрашивает, он утверждает:»Вы хищница». На самом деле если Астров Чехова действительно целый месяц почти безвылазно сидел в доме Войницкого, и он действительно хотел предаться любовным утехам с Еленой Андреевной, почему бы нет, вполне понятное желание, то Астров Домогарова делает это скрепя сердцем, сквозь зубы и с неохотой. Меня бесконечно потряс момент, когда он стал приставать к Елене Андреевне, и так очень грубо, одним махом задрал ей подол. Я прямо малость в ступор впала от такого режиссерского хода. На мой взгляд, вот так цинично, страшно оскорбительно можно обойтись только с женщиной очень-очень легкого поведения. Да, он ее не уважает, но до такой степени чтобы!!! Это на грани фола. И в этот момент влетает Войницкий, видит Елену Андреевну абсолютно не в пристойном виде, впрочем ей даже еще минуты две в голову не приходит светлая мысль привести себя в божеский порядок, а Астров… Господи, какой это был монолог!!! « Сегодня, многоуважаемый Иван Петрович, погода недурна. Утром было пасмурно, словно как бы на дождь, а теперь солнце. Говоря по совести, осень выдалась прекрасная... и озими ничего себе. (Свертывает картограмму в трубку.) Вот только что: дни коротки стали... » Я даже не могла никогда представить, что это можно ВОТ ТАК произнести!!! Словами я не могу описать, это невозможно описать словами, это надо только увидеть!!! Ерничая, но за словами огромная горечь!!! Просто блистательно!!! И очень понравилось, когда он не поцеловал Елену Андреевну при прощании, а провел по губам, как бы стирая помаду. Как-то неожиданно, и что-то есть в этом жесте! Уехали Серебряковы, дядя Ваня наконец-то истово взялся за дело, Соня рядом, и Астров очень виновато смотрит на нее. Мы в ответе за тех, кого приручили??? Соня несчастна, и Астров это понимает, и чувствует себя виноватым. В доме тепло, по-своему уютно, и ему не хочется уходить. Но надо. Так решил он. Доктор ушел, Соня попыталась за ним побежать, остановилась, ей очень больно. Куда он ушел? И что его ждет? Может лучше было остаться… Мне очень по душе Астров Александра, только это очень тонкая грань, между просто человеком Александром Домогаровым и доктором Астровым, и иногда эта грань стирается, и ты видишь, нет, не актера, а именно человека, со своей непростой жизнью… Очень к пронзительно звучит финальный монолог Сони, не похожий на молитву, это заклинание, призывающее к безграничному терпению и к умению просто прожить долгую череду лет, и там, «за гробом», их ждет небо в алмазах, и, наконец, исполнятся их самые смелые мечты. Там они проживут другую, лучшую жизнь. Они будут счастливы, любимы, и не будет той тоски, которая так намертво в них вцепилась и пожирает их души… Только вот нет никакой надежды у режиссера, эпилог – на экране просто черные пни. И ни один зеленый росточек не пробивается. Пока… АЛЕКСАНДР, ЧИСТАЯ ПОБЕДА!!! СПАСИБО!!! За сим удаляюсь, остальное завтра.

Татьяна: Пожалуй, вчерашний вечер пока не сумел добавить к моему восприятию и ощущениям по поводу спектакля ничего существенного и нового... Поэтому вместо привычных и ожидаемых (возможно) "записок на манжетах" хочу просто предложить вам небольшой сюжет из субботних "Новостей Культуры" - как раз и посвященный предпремьерным показам "Дяди Вани" в театре Моссовета

Александр Домогаров: Доброй ночи! Мне очень . ОЧЕНЬ И Н Т Е Р Е С Н О!!!!!!!!!!!

Алла: Спасибо огромное за все отзывы!!! Читаешь и вырисовывается картинка... И ещё раз присоединяюсь к поздравлениям Александра Юрьевича, с покорением ещё одной Вершины!!! А то, что это будет удачное покорение, я думаю никто не сомневался.

VA: Видит Бог, я не намеревалась возвращаться в тему "Дяди Вани" и что-то писать. Последние два дня у меня нарастало раздражение, которое снялось все тем же "Дядей Ваней". Но не в постановке Кончаловского, а в классической постановке Товстоногова. Читать Чехова (иметь свое собственное вИдение) - одно. Видеть ту или иную постановку (где твое вИдение словно проходит через сито) - другое. Твое вИдение подвергается воздействию другого мнения. Это неизбежно. Важно другое - насколько ты приемлешь другое вИдение другого человека. Насколько оно созвучно или нет с твоим представлением, насколько ты можешь допустить "вторжение в собственный мир". Почему я не принимаю постановку Кончаловского? Я не принимаю ТАКОГО дядю Ваню, с наигранными чувствами и вызывающими неудомение действиями. Слова, а точнее, интонация, не чеховские, совсем не его. Четкое представление о роли П.Деревянко дает появляющийся у него клоунский нос. Жаль, чеховский дядя Ваня несколько иной. Не принимаю отсутствие любви у этого дяди Вани к Елене Андреевне (а она была.. у Чехова). Не принимаю такого отношения Астрова к Елене Андреевне (не у Чехова, у Кончаловского). Если у Чехова ты чувствуешь, что он все-таки испытывает чувства любви к Елене Андреевне, то у Кончаловского этого нет... Не принимаю такой образ Елены Андреевны. На одной ноте всё действие. Жаль... Кончаловский говорит, что его "Дядя Ваня" - это фарс. Что ж, пусть это будет фарс. Станиславский горячо восклицал "Не верю!". Я говорю тихо и с улыбкой: "Не верю!". Не артистам. Трактовке режиссером произведения Чехова. Произведение Чехова, все-таки, более глубокое. И я получила огромное удовольствие от "Дяди Вани" Товстоногова: там действительно думаешь. Я полностью принимаю образ Сони (Ю.Высоцкая) и Серебрякова (А.Филиппенко). Прекрасные актерские работы. От и До. Великолепно! Спектакль не кино. В кино всё снято на пленку, изменить уже ничего нельзя. Театр в этом плане более живое действие: "Всё течет, всё изменяется". Может быть... То, что наши мнения не совпадают, расходятся, что наши отзывы крайне противоположны - это не есть беда. Несовпадение взглядов - это жизнь. Это хорошо. Это говорит о том, что спектакль не оставил равнодушным никого, даже тех, кому он не понравился. Мнение каждого имеет право на существование. Не надо настаивать на принятии или неприятии нового спектакля. Зритель сам всё решит. Я только прошу (очень прошу !) находить более мягкие слова и выражения, чтобы каким-либо образом не задеть чувства другой стороны.

АЛ: VA пишет: Я только прошу (очень прошу !) находить более мягкие слова и выражения, чтобы каким-либо образом не задеть чувства другой стороны. Согласна, задевать чувства дозволено только творцам. Да, мне не понравилась эстетика спектакля. И многое из увиденного задело, задело неприятно – я вижу по-другому. И разделять – роли и постановку в целом – не умею. И не хочу. Только вот писать об этом, оказывается, не надо. МК пишет: Русская душа не понята. Ну кто как понимает. В спектакле типажи представлены достаточно четко: эгоисты, алкоголики, невротики и прочие нетрадиционные характеры. Вот только водку надо было пить из самовара. В зале среди зрителей был Андрей Житинкин – и я тоже вспомнила «Марата». Вера, у этих двух спектаклей еще одно совпадение: они оба «датские», «Марат» поставлен к 50-летию Победы, «Дядя Ваня» - к 150-летию Чехова. Вот только День Победы – наш праздник, святой и великий, и спектакль был поставлен российским режиссером для российской публики. Юбилей Чехова перешагнул границы России, и спектакль поставлен западным режиссером для западной публики, только вот артисты почему-то наши. И «вежливая, понимающая, реагирующая» западная публика в очередной раз попытается понять «загадочный russian душа». Наверное, поймет.

Татьяна: АЛ пишет: Ну кто как понимает Ох, как прав Булат Окуджава... (мудрейший был человек!): ...каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела. Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить.

динара: По -моему, кроме Александра Юрьевича, остальное -все мимо! Клоунада, фарс. От Чехова ничего не осталось. Зачем Серебряков тискает так Елену Андреевну? Почему у Сони платок на голове , как у тифозной и уши торчат ? Постоянное кривляние Войницкого, разбрасывание бумаги из шкафа-к чему? Где Чехов написал, что Астров должен лапать Елену Андреевну?

Татьяна: динара пишет: От Чехова ничего не осталось... Где Чехов написал, что... Так в пьесе авторских ремарок, диктующих то или поведение, подробные жесты и действия ее героев, вообще немного - "текст слов" преимущественно...

Коломбина: динара пишет: Где Чехов написал, что Астров должен лапать Елену Андреевну? В истории, которую я видела 23-го октября, все было достаточно логично и простроено. Доктор, который решил, что эта белокурая фея послана ему ВО СПАСЕНИЕ, поэтому открывает СВОЙ МИР природы и гармонии. В момент, когда Астров посвящает ее в свои самые сокровенные тайны, он беззащитен, как ребенок, сделавший свое первое открытие и спешащий поделиться им С ТЕМИ, КОМУ ДОВЕРЯЕТ. И страшно от того, что этот взрослый, циничный мужик, чья жизнь проходит в далеке от благ цивилизации, его пациенты крестьяне окрестных деревень, каждый день только страдания сотен человек и невозможность прекратить это, сохранил в себе веру в то, что отдельно созданный им мир, может изменить будущее всего человечества. Потому и слайды реальной жизни за спиной героев не ассоциировались у меня с тем, что видела Елена Андреевна Но Елене Андреевне в спектакле Кончаловского не ЭТО нужно. Она пришла, чтобы получить любовь, а не отдать ее. "Жизнь скучна." Она и профессора-то полюбила, не за то, ЧТО он вещал, а за то КАК...Оттого и скучно ей стало и неинтересно. Астров Домогарова этот момент почувствовал очень точно. Злость, обида на то, что он снова не понят и не принят... все в считанную долю секунды... "Если тебе не нужен мой мир, то получи то, за чем пришла!"... Жестко? Может быть... Но и Антон Павлович в реальной жизни был достаточно жесток и циничен, о чем красноречиво говорит его переписка с женой...



полная версия страницы