Форум » Работы в театре » Мой бедный Марат (продолжение-3) » Ответить

Мой бедный Марат (продолжение-3)

VA: Обсуждение спектакля "Мой бедный Марат". Марат - Александр Домогаров.

Ответов - 199, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

VA: режиссеру не важны бытовые детали и цветовое оформление, он увлечен идеей показать на сцене поэзию чувства Он ПОКАЗАЛ. через самих себя, свои чувства и свои воспоминания Не только Марат, Лика и Леонидик, но и зритель. Тот зритель, который понимает. Не каждому живущему дано посмотреть на себя, пройти через себя, свои чувства и воспоминания. Хотя ЭТО так надо сделать, чтобы БЫЛО будущее. Чтобы другой Марат не кричал тебе в лицо "Как вы живете?!"

АЛ: VA пишет: Он ПОКАЗАЛ. Показал - иначе не было бы этих 15 лет "сценической жизни" спектакля. А понимание зрителем... ведь зачем-то он ходит в театр? И, хочет того или нет, сознательно или без своего на то желания, - но пропускает через себя увиденное...

АЛ: Жду декабря... И своего "Марата"...


VA: Спасибо, АЛ!

Vinezza: Посоветуйте, где и когда купить билеты.... Сколько раз раз накалывалась на ответ, что билетов нет...

АЛ: М-да... "На смену декабрям приходят январи..."

VA: АЛ пишет: "На смену декабрям приходят январи..." К чему бы это, АЛ? А за январями - феврали? Неожиданно...

АЛ: А потом - марты и апрели... Да все о том же - о "пролете" в декабре... Жду "Марата" январского...

VA: АЛ пишет: Да все о том же - о "пролете" в декабре... Ну не так уж и страшно. АЛ пишет: Жду "Марата" январского... ...

АЛ: VA пишет: Ну не так уж и страшно. Да нет, конечно... Просто настроилась - и мимо...

VA: Как говорит сестренка - "Не жди и настраивайся на что-то конкретное, забудь о том, чего желаешь, и это исполнится".

АЛ: VA пишет: забудь о том, чего желаешь, и это исполнится Это вряд ли... Но возьму на вооружение!!!

нара: VA пишет: Как говорит сестренка - "Не жди и не настраивайся на что-то конкретное, забудь о том, чего желаешь, и это исполнится". Точно, говорят, надо желание отпустить, и тогда оно исполнится.

АЛ: нара пишет: надо желание отпустить Не поняла... Это как?

Татьяна: АЛ пишет: нара пишет: "надо желание отпустить" _____________________________________________ Не поняла... Это как? Я хоть и не Нара, но попытаюсь ответить: отпустить - как воздушный шарик, как птицу, - прямо в небеса...

АЛ: Это в смысле, "не думать о белом медведе"? Я постараюсь...

нара: Татьяна пишет: отпустить - как воздушный шарик, как птицу, - прямо в небеса... Как птицу!!!

Татьяна: Во избежании сюрпризов моей электросети , да и просто потому, что сегодняшние впечатления пока не хотят укладываться в слова и предложения, а существуют в виде мощнейшей эмоциональной составляющей, ограничусь для начала всего двумя словами: БРАВО!!! и СПАСИБО!!!

нара: "Мой бедный Марат" основная сцена 17.11.29009 г. Сегодня гладкого рассказа не будет. Так получается... Сегодня был очень «взрослый» спектакль. И очень много горечи у Марата. Первый акт, да, шутки, да, порой залу смешно, да, пытаются дурачиться, но в глазах горечь. Марат плакал в первом акте: «Хочешь, заплачу». Заплакал, горько. Как Лика сегодня влюбилась в Марата, как-то сразу, очень пылко. И ЛЮБОВЬ, огромная, одна, на двоих, их смешной танец, и нереальная страстность Лики, эти ее порывистые, горячие движения, когда теряется контроль над собой, и только разум Марата, удерживающий их на черте, за которой дальше бесконечность. Марату сегодня так необходимо было поговорить с Ликой, он так старался и так хотел, чтобы она его УСЛЫШАЛА. НЕ УСЛЫШАЛА, и совершила свою роковую ошибку, сказав ему: «Я тебя презираю». Марату вот такое сказать нельзя, просто нельзя. Сегодня Лика не сказала фразу (мне так кажется, сегодня она была лишней): «»Я, кажется, в него влюбилась». Не сказала, и правильно, потому что сегодня она влюбилась с самого начала, и знала, что любит Марата. И все четыре года любила только его, и ждала, и боялась, что не дождется. Дождалась. Марат обнимается с Леонидиком: «Он же солдат», а Лика стоит прислонившись к двери, вся дрожит, слезы, и только одно чувство нереальности происходящего: « Вернулся, живой, и я могу его увидеть». Мы тут с Таней на обратном пути уже поспорили по этому поводу, и все же мне хочется, чтобы роза, которую приносит Марат, была живой. Роза и кусочек сахара – это настоящий мужской поступок. И я всегда плачу, когда Лика ест тушенку, без слез на это нельзя смотреть. Сегодня было варенье, и появилось печенье. Я все пытаюсь, но не могу понять Лику, что и кому она пыталась доказать, устроив этот «перекрестный допрос». Нужно было только посмотреть прямо и очень внимательно в глаза Марата. В них любовь, сдержанная, рвущаяся через край, настоящая, искренняя. И еще, дрожащие пальцы. А слова, они потом нужны, после… Леонидик… Сложные отношения у меня с этим героем. Да, любит, и добивается своего, не боится «толкучки», он просто ее не замечает. Идет напролом. И, на мой взгляд, поступает не очень порядочно. Пришел, стал третьим, хотя лишним себя не считает. Он вовсе «не странный парень», а просто эгоист. И 59 году Леонидику Марату сказать нечего, он так еще лет сто прожил бы, не напрягаясь. Действительно, бесконечно жалкое: «Живем…». Живут, так себе, с половиночки на четвертинку. И когда в конце он уходил, слишком себя «героем» чувствовал, и потому сегодня я ему не верю. Ушел назло Марату, захотелось, хоть раз в жизни стать ненадолго «Маратом», но не случилось. Он не Марат, и потому остынет, вернется, и начнет ныть, давить на жалость. Лика… Акт третий… Все в жизни ее случилось, вернее, не случилось ничего. Но она смирилась, и она как лампа керосиновая, которая и не гаснет, и вспыхнуть снова нет сил; ушли силы, надежды, мечты, утекли, как песок сквозь пальцы. И она себя убедила, что ничего другого в ее жизни уже не случится. Вспоминает ли она Марата? Да, наверное, старается не очень часто, потому что очень больно. До тех пор, пока он не появился, там, за дверью. Это несбыточная мечта, увидеть его снова. Сердце уже в горле, и неверие и надежда, что это Марат, там, за дверью. Этот путь до двери, до Марата за стеклом, очень тяжелый для Лики… Марат… Я честно скажу, мне этот герой очень близок. Я его принимаю, понимаю. Много горечи, любви. Мне сегодня о Марате трудно говорить… Просто хочу сказать, для меня этот спектакль очень дорог, он мне всегда очень помогает, и пусть он БУДЕТ. Я готова «Марата» смотреть где угодно, на основной сцене, под «крышей», на крыше, где угодно, только видеть. Я искренне благодарна Ларисе Кузнецовой и Андрею Ильину. Александр, за МАРАТА моя огромная благодарность и удачных гастролей!!! Все будет ХОРОШО!!!

Татьяна: Попытаюсь все-таки поделиться с вами впечатлениями о прошедшем спектакле… Правда, если в прошлый раз мне мешал «технический прогресс», то теперь есть риск столкнуться с собственной «безгласностью»… Даже, вдруг, вспомнилось: «У меня есть мысли…Но я не могу, я категорически не могу выразить их на бумаге…» Но Мадлен Форестье на моем горизонте не предвидится, да и не имеют ни она, ни эти мои, вдруг посетившие «видения», ни малейшего отношения ко вчерашнему спектаклю, поэтому придется как-то самой, как получится… уж потерпите… Итак, «Мой бедный Марат», 17 ноября 2009г. Простите мне, но снова ударюсь в воспоминания: чуть больше года прошло с нашей авантюрной поездки в Питер, поездки, предпринятой специально, чтобы посмотреть, что есть «Марат» на большой сцене... Сколько воды утекло с тех пор… И в родных стенах спектакль периодически стал играться в большом зале… А сколько копий сломано по поводу преимуществ той и другой площадки… Так вот, возвращаясь на год назад: помнится, я тогда писала, что спектакль (тот, ноябрьский, - Питерский..), вроде бы сохранив все внешние «атрибуты», перестал быть чудом… А вот вчера ЧУДО состоялось… Я не знаю, что свело воедино какие-то волшебные нити, соткав из них некое дивное полотно… что и почему повернулось в моем собственном восприятии… Но только вчера я совершенно отчетливо поняла, что это просто совершенно другой спектакль… в нем не стоит искать камерности и «вовлечения в действие», но зато присутствуют какие-то совершенно запредельные открытость, искренность и беззащитность что ли… Ощущение, что история нашего непревзойденного трио не просто рассказывается – протягивается на распахнутых ладонях… Какими же были они, Лика-Марат-Леонидик, в этот ноябрьский вечер… Да нет… какими были они на сломе зимы 1942-го… летом 1946-го… в декабрьские дни 1959-го… Самой непостижимой для меня стала Лика Ларисы Кузнецовой… Она просто была другой… Интонационно, едва заметно смещенными акцентами… Лика, на малой сцене часто воспринимаемая маленьким нахохлившимся воробышком, должна была (могла бы) потеряться в этом огромном пространстве даже в силу небольшого роста и хрупкости телосложения, но… она вдруг оказалась вровень со своими мужчинами – по мощи эмоционального воздействия, энергетической силе, страсти… или эта, с головой накрывающая сверху, сметающая все на своем пути, растворяющая и увлекающая за собой все лишнее и наносное, волна была общей, совместной, «триединой»?.. Не знаю… не знаю… ничего не знаю… («Не могу!.. ничего – не могу!..») И как рассказать обо всем этом – не знаю… Как описать первую встречу совсем еще девчонки, одинокой и испуганной, и почти мужчины (не по возрасту – по пережитому и по способности взять на себя ответственность…), их взаимоотношения до вторжения Леонидика… Эту поразительную и пронзительную нежность, смешанную с ребячеством… (в отношении Марата к Лике вчера практически не было дразнящего подначивания… (назовем это так – надеюсь, вы понимаете, о чем я..) И интонации знаменитого «Я бы тебе сказал…», в которых почему-то слышалось – «да ты мала еще – не поймешь»… А танец?.. обычно теряющий едва ли не всю свою магию на большой сцене, где не видно этого «разговора» дрожащих пальцев, он вдруг обрел совершенно другое звучание благодаря взлетающим в объятии Ликиным рукам – сплетающимся на шее, крыльями простирающимися над головой Марата… Какими словами описать, скажем, сцену ухода на фронт, когда вся она – живой нерв и неповторимость интонаций… Как рассказать о послевоенной встрече Лики и Леонидика, когда все так пронзительно и точно: и раздача подарков, когда за улыбкой и радостью – вот-вот готовые пролиться слезы, и чай за разговорами, когда так красноречиво отодвигается Ликин локоть в ответ на больше, чем дружеское, прикосновение… Как описать это непередаваемое Маратово - «Ну, привет!..», в момент возвращения… да и всю «круговерть» вновь воссоединившейся троицы, где двое – уже соперники… вплоть до того выразительнейшего жеста-«благословения», взорвавшего зал аплодисментами… Как передать почти хореографическую выстроенность сцены «вторжения» Марата в послевоенную жизнь Лики и Леонидика… где не то что слово или интонация – каждый жест говорящ… И это – «Я могу сделать больно!..» - Лике, будто бы пытающейся вернуть себе саму себя, судорожно сжимая лацкан Маратова пальто… И Леонидиково, едва слышное: «Верни его!..» И финальный монолог Марата, так часто прерываемый паузами, - и кожей ощущаемая невозможность «соединить берега»… Как?.. как?.. как?.. И главное, как понять, что же происходит там, в темноте зрительного зала, когда ты вдруг на какое-то время перестаешь принадлежать сам себе, оказываясь «в плену», в неведомой власти, оставляя в качестве «выкупа» частицу своей души… но взамен (в придачу к «свободе») получая, возможно, неизмеримо больше…

Алла: Девчата, спасибо огромное за такие интересные и душевные отзывы!!!

VA: Как часто мы видим глаза человека,боль и любовь в родных глазах, но не слышим тех самых слов, самых важных, самых проникновенных... Лика... 15-летняя блокадная девочка, видевшая многое, пережившая многое, чувства которой сильно обострены. Но она так и не услышала от Марата тех слов, которые хотела услышать, хоть раз в своей жизни. Услышать слова от самого дорогого ей человека - Марата. "Вы счастье у себя украли!" - это из другой пьесы, из другого века, из уст других персонажей... Но как же тесно переплетены они с "отговоркой" Марата: "Я бы сказал, но не скажу", не правда ли... Сирано, не сказавший слов любви своей Роксане и Марат, так и сказавший эти же слова своей Лике. Как Марат, скажи!...

нара: О Марате… Марат, каким я увидела его вчера. Как-то очень рано повзрослевший, мальчик с несгибаемым стержнем, для которого нет полутонов, белое – это белое, черное – это черное. Он достаточно закрытый человек, и все свои мысли, свои переживания держит при себе. Марат хороший человек, и он очень ВЕЛИКОДУШНЫЙ. И все его поступки – они НАСТОЯЩИЕ, очень мужские и очень человечные. Ему бесконечно обидно, что Лика « спалила его детство», но он все правильно понял; он выхаживает Леонидика. Все его шуточки и мистификации – это бронь, так он старается защитить Лику от ужаса, в котором они живут. Только так можно выжить, не сойти с ума, в этом городе мертвых. И влюбился он сразу, сильно, один раз, на всю жизнь. И вчера он очень ревновал Лику к Леонидику, и действительно, это не Марат, это Лика куда-то уходит. И он глубоко порядочный человек. Я все время думаю, почему Марат отдал Лику Леонидику? Ведь это он ее взял и подарил. Почему??? Наконец поняла. Он здоровый мужик, и он не соперник для Леонидика. Решить должна была Лика. Как он жил тринадцать лет? Непросто. Но иначе не получается. И все эти годы любил Лику. Любить молча, это испытание на прочность, и его выдерживают не все. И единственный смог сохранить свою любовь. Только любовь у него теперь такая, о которой невозможно говорить ни с кем, потому что очень больно. «Я не стекло, но бить меня не надо». Мне кажется, что как-то будучи в Ленинграде, он увидел Лику на улице, шел за ней. Он увидел ее поникшие плечи, ее потухшие глаза. И прочитал книжку Леонидика, который сочиняет аккуратно. Ему очень надо было знать, что пусть ему плохо, но друзьям хорошо. И значит ВСЕ НЕ ЗРЯ. И когда он увидел, во что они превратились, ему стало очень страшно. И бесконечно горько мне стало, когда Лика ему сказала: «Уходи». Они выжили в 42-ом, смогли остаться людьми в 46-ом, и каменная стена полнейшего непонимания и отчуждения сейчас. Уходи!!! Вот так, ты нам не нужен, не вторгайся в наш мизерный и никчемный мирок. Бывают мгновения в жизни, когда больше молчать просто невозможно. Момент истины… Когда прятаться от человека, которого бесконечно любишь, больше не можешь. Иначе все слишком бессмысленно. И у Марата вчера такой момент был: «Тебя потерял, и все потерял». Марат вернулся, но нет у меня надежды, что все случится. Им надо снова узнать , понять и познать друг друга. Смогут ли??? Вере: Не все могут говорить о любви, Марат не умеет. Надо просто человеку в глаза посмотреть, иногда это намного-намного важнее. Потому что за словами можно спрятать что угодно: подлость, трусость, даже предательство. VA пишет: Марат, скажи!... Он хотел сказать, но Лика его не УСЛЫШАЛА. Важно вовремя услышать. Вера, все ИМХО, я просто слов очень боюсь. Так вот. Мне поступки нужны.

VA: нара пишет: Не все могут говорить о любви, Марат не умеет. Надо просто человеку в глаза посмотреть, иногда это намного-намного важнее. Потому что за словами можно спрятать что угодно: подлость, трусость, даже предательство. Не могу не согласиться! Иногда важнее - глаза, иногда - одно-единственное слово. Всё зависит от людей. Мне кажется, что Лика очень хотела услышать слово. "Люблю". нара пишет: Мне поступки нужны БРАВО! Сказать слова любви - тоже поступок. И не каждому дано совершить поступок. нара пишет: Важно вовремя услышать БРАВО! Чтобы потом не услышать те самые слова "Вы счастье у себя украли"... или эти: "«Тебя потерял, и все потерял». Как жаль, что люди не слышут... Нара, читать Вас доставляет мне огромное удовольствие. Вы неравнодушный человек, а это - главное.

нара: Вера, просто СПАСИБО тебе. За вот такое отношение. Мне это важно. И мы же, по-моему, на ты.

VA: Я иногда путаюсь.

АЛ: Великолепного режиссера Андрея Житинкина - с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! О «Марате» можно говорить долго. Можно – сжато и предельно лаконично. Можно – просто вздохнуть: Какой спектакль!.. - отчаявшись передать словами то, что было увидено и пережито совсем недавно. Да и о чем можно говорить? Пересказать сюжет пьесы Арбузова? Попытаться выразить свои ощущения? Почему эта простая в общем история так задевает? Не знаю… И задевает не только меня (хотя знаю людей, спектакль не понявших), - собирает полные залы, несмотря на солидный театральный возраст. И заставляет на выходе из театра вновь и вновь мысленно возвращаться к его героям. Житинкин попытался рассказать о любви, - без громких слов и клятв в верности, без бриллиантового блеска и шороха мехов под ногами… Но каждый спектакль ждешь, что Леонидик вернется с войны целым и невредимым… Марат не исчезнет так стремительно на долгие годы… и именно он подарит Лике на день рожденья кулон … И кусочек сахара Марата станет поистине бесценным, как бумажный журавлик Леонидика… И каждый спектакль ждешь, что Марат скажет наконец эти заветные слова… Житинкин попытался рассказать о любви. И ему это удалось…

Татьяна: нара пишет: Он хотел сказать, но Лика его не УСЛЫШАЛА. Важно вовремя услышать. [...] Мне поступки нужны. VA пишет: Сказать слова любви - тоже поступок. И мне, пожалуй, точка зрения Нары ближе... Как там говорится? "Слово изреченное - есть ложь..." Как часто за яркой мишурой красивых слов нет ровным счетом ничего... пустота... Но женщина подобна мотыльку, стремящемуся на яркий свет, - все ждет и ждет каких-то слов там, где все и без них понятно... нужно только повнимательней взглянуть...

Коломбина: Татьяна пишет: нужно только повнимательней взглянуть... Главное, чтобы пристальный взгляд не привел к тому, что в любимых глазах отразится ТВОЕ ЧУВСТВО! Тут читай - не читай, все равно интерпретация получается... Иногда мне кажется, что НАША ЛИКА этого и боится. Боится обмануться... нара пишет: Мне поступки нужны. Я тоже за поступок... Главное, чтобы поздно не было... Лика сделала выбор в пользу жизни, а не в пользу ожидания поступка... И это, на МОЙ взгляд ПРАВИЛЬНО! Марат мог и не приехать, чтобы задать свой сакраментальный вопрос: "Как ВЫ живете????". По большому счету ЕМУ ХУЖЕ, чем им!!!!! Это ОН прожил жизнь, упустив в ней что-то очень важное... Оттого и берега соединить не может... Потому НЕОБХОДИМО СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ, для того, чтобы быть УСЛЫШАННЫМ!!! Какая-то я сегодня противоречивая ...

нара: Коломбина пишет: И это, на МОЙ взгляд ПРАВИЛЬНО! Марат мог и не приехать, чтобы задать свой сакраментальный вопрос: "Как ВЫ живете????". По большому счету ЕМУ ХУЖЕ, чем им!!!!! Это ОН прожил жизнь, упустив в ней что-то очень важное... Оттого и берега соединить не может... На последнем "Марате" я так вдруг ясно поняла, что Марат ведь иначе поступить не мог. Это необычайное ВЕЛИЧИЕ души. Он знал и видел, что Леонидик тоже очень любит Лику, и не мог себе позволить не заметить этого. Просто пожалел Леонидика, и потом их действительно навек, навсегда соединил 42-ой год. Действительно братство!!! Он ждал в этой ситуации, чтобы Лика все сказала, ее слово здесь было очень необходимо. И ее молчание он расценил как предательство, или решил, что она его не любит. Это очень тяжелая ситуация, и не дай бог никому в любви стать перед вот таким выбором. И Вы правы, Марату хуже было, чем им. Любовь и одновременно одиночество - это жесткое испытание. Лика сделала выбор в пользу жизни, а не в пользу ожидания поступка... Коломбина, я вот насчет этого поступка Лики вот сколько лет в трех соснах плутаю. Почему она промолчала??? Поэтому мне иногда кажется, что она Марата не любила, она по-настоящему никого не любила. Или для нее было важнее всего было, чтобы Марат там стоял и говорил, да, люблю, умру без тебя. Не знаю...



полная версия страницы