Форум » Работы в театре » Мой бедный Марат (продолжение-3) » Ответить

Мой бедный Марат (продолжение-3)

VA: Обсуждение спектакля "Мой бедный Марат". Марат - Александр Домогаров.

Ответов - 199, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Коломбина: «Взгляды у людей пристальные… Стать бы нам чуть-чуть искреннее…» Вам, бегущим в бешеном ритме сегодняшнего дня… Вам, не умеющим остановится в нужный момент… Вам, не ценящим день настоящий… Вам, сегодняшним, стоящим у края… «Скорости вокруг бешенные, Мы себя едва сдерживаем». ВСЕМ ВАМ «Мой бедный Марат». Сегодня хочу поговорить о силе и слабости, о слабости и силе… о сильных женщинах и слабых мужчинах, о слабых женщинах и сильных мужчинах… В один из последних вечеров зимы, когда в Москве мело, в городе на Неве, в маленькой комнате ленинградской коммуналки, слабые мужчины на спор вдребезги разбивали свои сердца, а сильная женщина молча умирала от любви… В далеком 42-м году мальчик со странным именем Леонидик поведал своим товарищам, что такое НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ. Девочка Лика и мальчик Марат были так поглощены друг другом, что пропустили ЭТОТ УРОК… Тогда им казалось, что впереди целая жизнь и можно все успеть!.. Уж они-то знают, как все будет!.. Они-то знают, что будет!.. Они были живы, они были все вместе, они были счастливы… Они были просто детьми, детьми, до срока ставшими взрослыми. Их мир был наполнен мальчишескими выходками Марата, смешной девчоночьей суровостью «доктора» Лики и первыми стихами Леонидика … Но в какой-то момент одному из них стало тесно втроем. И он решил, что в любви можно победить, только став ПЕРВЫМ и ЛУЧШИМ! САМЫМ-САМЫМ… Марат не оставил своему товарищу выбора, совершенно забыв, что здесь «все рядовые. Ведь маршалов нет у любви». Они ужасно гордились собой, будущий Герой Советского Союза Марат Евстигнеев и будущий журналист, совсем по-взрослому воспринимающий эту жизнь, этот поэт по имени Леонидик… И ни один из них не вспомнил, уходя в ночь, что самое главное для них – Лика… что Лика, которую они оставили, так боялась остаться ОДНА… забыв, КАК она боялась ТИШИНЫ!.. То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Это в их крошечном мирке, в комнате, ставшей «ноевым ковчегом», было тепло и солнечно, а за окном бушевал океан… Нет, она не сломалась, она научилась не бояться «ни свиста пурги, ни огня хрустящего», разучилась плакать, даже тогда, когда очень хочется … Она ЖДАЛА. А ждать она умела, «как никто другой». Она ждала, когда кончится эта ти-ши-на. Вот только кого из них ждала она, смелого героя-разведчика или застенчивого поэта? И как так получилось, что сила одного, сделала его слабым, а слабость другого обернулась силой… Как странно, что самым трудным для красавца, Героя Советского Союза, покорителя вражеских цитаделей и женских сердец, стало ВОЗВРАЩЕНИЕ в эту комнату… Войти и увидеть, что его уже никто не ждет … Его, такого смелого, построившего свою жизнь, как он хотел… и страшно зависимого от этой хрупкой женщины и друга… Увидеть и понять, что свет в окне – это не ему… В 46-м, он предваряет свое эффектное возвращение запиской … И потом ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ стоит под окнами… Он один, он самый-самый… «Слышал он слова правильные И искал пути праведные…» ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ такие короткие и такие длинные… и любовь, как привидение… ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ, чтобы понять, что ему никогда не построить свой самый главный мост, пытаясь оставить на другом берегу любовь и дружбу… Удивительную атмосферу человеческого доверия создали в этот вечер исполнители, те чувства, что они вдохнули в своих героев... В их поступках было намешано много разного, но не было предательства и подлости. Тогда, в 46-м, Леонидик не просто сообщает Лике, что Марат собирается уехать, - он намеренно тропится признаться в своей любви, не давая Марату снова уйти в ночь, МОЛЧА, унося с собой главные слова, которые он должен был сказать… Может быть, Леонидик вспомнил, как ОНА БОИТСЯ ТИШИНЫ? Почти библейский сюжет… И можно только догадываться, как далась Леонидику эта телеграмма в декабре 59-го! По сути, Марат Евстигнеев так и не смог построить самый главный мост в своей жизни самостоятельно. Берега его жизни соединил другой человек, который просто спас ЕГО (или – свою?) ЛЮБИМУЮ. Лику, которая все больше и больше погружалась в черную бездну ТИШИНЫ И ОТЧАЯНИЯ… Добровольно… Леонидик… Он ВСЕ знал про своего друга, Марата, и про любовь Марата – Лику. Он, как никто другой, чувствовал и понимал этих двоих заблудившихся над пропастью во ржи, этих ранимых и хрупких - сильную женщину и неуверенного в себе Героя Советского Союза. Когда все знаешь и понимаешь про жизнь, становишься очень-очень сильным, катастрофически…. И ты все отдашь, чтобы твоя любимая была счастлива, а твой друг обрел то, что потерял. Наступит утро, и мы расстанемся со сказками… И будет день… И будет жизнь… И надо будет опять и опять спасать Марата. Мой бедный, бедный Марат – стань сильней меня… С этим и будем жить… Выходя в этот вечер из театра в еще зимнюю ночь, я думала о нем…о Леонидике, который отстучит SOS! МОЕМУ… Марату. P.S. Не первый раз смотрю этот спектакль. Но какие разные акценты. Какие причудливые образы возникают… Какие разные встречи… Как разные расставания… И неважно, откуда ты смотришь, важно то, о чем с тобой говорят СЕГОДНЯ!.. В тексте использовано стихотворение Н. Добронравова "Нам не жить друг без друга"

triona: Милая Коломбина! Великолепный рассказ о спектакле! Какой калейдоскоп нового увиденного и прочувствованного... Как несколько разноцветных камешков составляют причудливые узоры в призме зеркал, ни один из которых никогда не повторяется, так и спектакль заставляет чувствовать каждый раз по-новому. Театр... условность... Но наша жизнь такая же условность и ничто в ней не повторяется. Она складывается из уже явившихся узоров и тех, которые еще будут... Поэтому всегда многоточие...

amarillis: Коломбина , какое красивое эссэ у Вас получилось... О вечном... Спасибо! А ещё хотели пожадничать!


Ka: Татьяна пишет: Удивительное все-таки свойство у "Марата" - заканчиваться, будто бы едва успев начаться... когда два с лишним часа полетают, как одно мгновение Серьезно? А мне бы вот - "перетащить\протащить себя" через него... Перетащить... Больно, тяжело, но - чтобы ПОТОМ - было хорошо! ))))))) Для меня это просто "спектакль-сладкаяпытка", он просто не может для меня закончиться, едва начавшись... Но я его О-БО-ЖА-Ю! (Может - я... мазохистка? ))))))))))) ШУЧУ!!!) Самое смешное, что моя коллега именно ТАК меня и назвала, когда увидела, что я повторно смотрю этот спектакль... Она сначала спросила нас с подругой: "КАК??? вы можете - ЭТО - смотреть??? Но сама она досмотрела ))) А когда я смотрела повторно, она меня мазохисткой обзывать изволила))))))))))) Олла пишет: Сегодня был великолепный спектакль, спектакль-фейерверк! Очень люблю актерское в хорошем смысле хулиганство, когда оно остроумное Класс!!! Олла пишет: Вторая и третья часть были сыграны настолько сильно, что мне даже вспомнились какие-то свои личные моменты и на глаза навернулись слезы, обычно на "Марате" я не плачу, очень сильный спектакль всегда, но до слез у меня не доходило Оп-па... Вот так вот! Век живи - век учись (помрешь все равно - "всем известно кем" )))))))))))))) Слушай, ну - я думала, что я тебя хоть немножечко - да знаю! ))) Ничего себе... Че, ПРАВДА - никогда не плакала????? (СОРРИ!!!) Нет, ты прости меня, просто... ИМХО и все такое... Но лично для меня "Марат" Моссовета - это НАСТОЛЬКО сильный спектакль, что... Что я просто ничего никогда сильнее не видела (Правда.) Не, ну можно предложить вариант , к примеру, "моей молодости - и, мол, - все впереди - еще увижу" )))))))) (вариант малообразованности, плизз, не предлагать!))) И вот как раз и именно по "личным моментам", как ты говоришь, Олла, - это просто спектакль-удар-под-дых, я ИМЕННО ТАК его воспринимаю, и мне реально "тяжело дышать" после него (я даже бедного Арбузова в "садизме"подозреваю ))) Как там есть фраза (в одном другом моем любимом спектакле))): "и вот когда пройдешь через мышцы, кости, и достанешь до самого костного мозга, вот тогда..." - вот для меня "Марат" именно "достает до костного мозга". Зато потом - ХОРОШО! ))) Я даже возле экрана компа, помню, "обрыдалась" - когда запись смотрела, что уж говорить... Для меня это даже не спектакль о Любви и Выборе\праве Выбора (хотя и об ЭТОМ - тоже), для меня это спектакль о смысле и модусе вивенди ))) так сказать. КАК - МЫ - ЖИВЕМ??? И стоит ли так жить?, и правы ли мы? и...? и...? и...? Короче - ОЧЕНЬ сильная вещь у создателей спектакля - ПОЛУЧИЛАСЬ, Сильная, умная, философская, сердечная, глубоко-искренняя... Когда Марат читает свой монолог... все... - "у меня планка падает" ))))))))))))) Я - "слышать его не могу" ))))))))))))))))))))) САМЫЙ сильный спектакль. ИМХО. И все же! (Так что я на нем не плачу. ))) Я на нем - реву. Особенно - если никто не видит. )))))))))))))))) Мне - аж дурно обычно. )))

Татьяна: amarillis пишет: Коломбина , какое красивое эссэ у Вас получилось... Присоединяюсь... БРАВО! Коломбина пишет: ни один из них не вспомнил, уходя в ночь, что самое главное для них – Лика… что Лика, которую они оставили, так боялась остаться ОДНА… забыв, КАК она боялась ТИШИНЫ!.. А вот эта мысль уже который день не идет у меня из головы... Как-то на это никто никогда не обращал внимания... А ведь и правда - забыли...

Олла: Ka пишет: Оп-па... Вот так вот! Век живи - век учись (помрешь все равно - "всем известно кем" )))))))))))))) Слушай, ну - я думала, что я тебя хоть немножечко - да знаю! ))) Ничего себе... Че, ПРАВДА - никогда не плакала????? (СОРРИ!!!) Нет, не плакала. И что это, по-твоему, значит? :) А в жизни я плачу от обиды, но никогда не плачу от горя. Мне ли вам объяснять, что эмоциональные реакции - вещь индивидуальная и нестандартная? ))))) Спектакль очень сильный, всегда таким был. Но плакать я на нем не плакала, были другие не менее сильные эмоциональные реакции, я тебе про них лично расскажу, если захочешь ))))) А в этот раз в нем еще появились новые ноткы, которые дополнили какие-то мои личные ассоциации. И появился повод и для слез. Вообще сейчас все домогаровские спектакли играются по-новому, с новыми интонациями - наверное потому, что репетируется новый спектакль, раньше так тоже было, и очень интересно наблюдать :)))

Олла: ни один из них не вспомнил, уходя в ночь, что самое главное для них – Лика… что Лика, которую они оставили, так боялась остаться ОДНА… забыв, КАК она боялась ТИШИНЫ!.. А вот эта мысль уже который день не идет у меня из головы... Как-то на это никто никогда не обращал внимания... А ведь и правда - забыли... Но они ведь уходили на войну. Была война. И ничьи страхи одиночества и тишины не имели значения - "мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне". Разве нет?

Татьяна: Олла пишет: Но они ведь уходили на войну. Была война. И ничьи страхи одиночества и тишины не имели значения - "мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне". Разве нет? Так-то оно, конечно, так - аргумент бесспорный, но... у каждой ситуации, как у медали, всегда есть другая сторона, и я думала и говорила именно о ней....

Коломбина: Слышали ли вы звук утекающего сквозь пальцы песка?.. песка времени, отсчитывающего часы, дни, годы вашей жизни... О чем вы думаете, когда вдруг улавливаете его тихое, почти беззвучное, шуршание, когда чувствуете на своих пальцах его легкое, невесомо-воздушное течение? Течение, отсчитывающее время твоей моей вашей и той, чужой, такой далекой и такой близкой жизни... Почему я молчу? Мне страшно... Марат!...

Татьяна: Вы, наверно, ждете от меня какого-то связного рассказа о спектакле, ставшем, "по нашей тематике", крайним в этом театральном сезоне... а я сижу, оглушенная и в который раз взятая в полон (или - сдавшаяся добровольно?..) этим существом, имя которому "Мой бедный Марат", безуспешно пытаясь подобрать слова... Воспользуюсь пока чужой фразой, прочитав которую (в отклике на совершенно другой спектакль в другом театре), сразу подумала, до чего же это определение подходит и к тому, что делает с нами маратовская троица. Не дословно, но написано было примерно так: "Меня вывернули наизнанку, вытряхнули из груди душу, и сложив из нее оригами, вернули в почти уже бездыханное тело..." Было много рассказов и размышлений... попыток понять мотивы поступков персонажей и разгадать тайну триединства нашего обожаемого "дракона" ... Кажется, вот-вот, еще чуть-чуть, и мы дойдем до самой сути... но... стоит лишь снова оказаться в темноте зрительного зала, услышать "Девочка Лика и мальчик Марат...", как забываются все споры и рассуждения - ты снова белый лист, губка, с жадностью впитывающая эмоции, ты открыт и беззащитен перед теми, которые, пожалуй, еще более распахнуты и уязвимы, но кому даны умение и власть творить этот "возвышающий обман" Вы скажете, что я совсем не о спектакле... и, наверно, будете правы... но где найти слова, чтобы рассказать о звенящем и срывающемся голосе "Лидии Васильевны" (Как?! - изумленно переспросил Марат, - Лика.. - уточнила она), или о непроизвольных паузах в словах пытающегося побороть слезы Марата, рассказывающего о разрушенном доме сестры, или о том, как изменился в лице Леонидик, услышав ликино "Я... может быть... его люблю?..", или описать непередаваемую, вызывающую и одновременно чуть растерянную, интонацию "Я - отзывчивый!..", или то, как буквально на глазах постарел Леонидик, вжатый в "раму" из стоящей на попа кровати... или... или... или... Как объяснить (и себе, и вам), почему троих достаточно взрослых артистов буквально через пару минут начинаешь воспринимать если не подростками, то очень юными людьми... А потом, часа два спустя, их же видеть будто прожившими, протащившими на себе, не тринадцать лет - целый век... (в нынешнем спектакле это было как-то особенно отчетливо видно) Когда и как они, влюбленные и любимые (или иной раз страдающие от уколов ревности или уязвленного самолюбия), веселые и немножко шалопутные, радующиеся уже самой возможности жить, даже под бомбежками в блокадном Ленинграде не перестающие мечтать о невозможно-прекрасном мирном будущем, о том, кем и какими будут в той грядущей жизни, так стремящиеся сделать все, чтобы другому было хорошо, за тринадцать лет превратились в этих людей с потухшим взглядом?.. людей, которые вновь обретя старых друзей, будто очнувшись от летаргического сна, пытаются вернуть себе и самих себя - прежних... Но удастся ли им "соединить берега"?.. Так хочется, чтобы получилось... PS: Чуть не забыла!.. СПАСИБО! за спектакль: это было великолепно, но кончилось, к сожалению...

Алла: Таня, спасибо огромное. Твой рассказ очень зацепил!!!!!

alisa: Татьяна точно подметила про возраст артистов! Я тоже шла с опаской на этот спектакль(это было 2 года назад). Боялсь, что актеры староваты для этой пьесы, но все получилось именно так, как написала Татьяна. С первых минут я забыла о возрасте. Танечка, спасибо за отзыв!!!

Татьяна: Поскольку у меня на этой неделе "марафон" зрительский, то буквально в двух словах - не обессудьте... Удивительный спектакль!.. любимый давно и преданно, ставший частью жизни, частью тебя самого... Спектакль, который воспринимаешь как близкого, родного человека - человека, который для тебя всегда молод и прекрасен, несмотря на "годы и невзгоды", на появившиеся морщинки... который дорог - ВСЕГДА! - и несмотря, и вопреки... СПАСИБО! вашей троице за то, что вы есть у нас

amarillis: Девчонки! Напишите про вчерашнего "Марата", ведь был же кто-то наверняка! Очень соскучилась по этому спектаклю! Хотя бы вашими глазами ещё раз увидеть...

amarillis: Поклоны после спектакля 24 декабря:

amarillis:

amarillis: Очень хотела ещё раз попасть на «Марата». Правда, хотелось на 9 мая, потому что в День Победы он особенный… Для всех – и для тех, кто на сцене, и для тех, кто в зале… Но последнее время какое-то стойкое ощущение преследовало, что могу не успеть, опоздать… Так уже было с «Сирано» и интуиция моя меня не обманула в тот раз – рванула, приехала, но попав на замену, на встречу с Сирано опоздала… Навсегда… Поэтому на этот раз я ехала на «Марата», скажу честно, чтобы успеть с ним попрощаться, если вдруг он окажется одним из последних… Наверное поэтому этот спектакль для меня был очень грустным… и каким-то… без надежды в конце… Попробую описать свои ощущения от спектакля 24 декабря… Вспоминала своего первого «Марата» в Нижнем… Два года прошло, а я очень хорошо помню тот спектакль и свои эмоции после него… Мы тогда очень много смеялись, особенно в первом акте, хотя вроде бы блокадный Ленинград, голод и холод, но такие чистые, детские эмоции… Смех сквозь слёзы… И на этот раз, конечно, ждала того же. Весь спектакль для меня – он как бы соткан из таких милых сердцу моментиков – трогательных и щемящих, забавных и нежных, пронзительных и светлых… Воздушная тревога… Поедание посылки… Танец Лики и Марата… Рассказ про парашютиста… Перевязка… Любимые моментики… Их так много в этом спектакле! Жаль, в этот раз «Стирку» сократили – люблю этот момент, ждала... Обычно Леонидик всегда срывал аплодисменты, попадая шапкой на вешалку, а Марат обязательно как-нибудь комментировал этот бросок, независимо от его результата. В этот раз шапка улетела прямёхонько «к соседям». Зал просто покатывался от смеха и Александр Юрьевич, по-моему, раскололся… «Тёмная ночь» всегда так щемяще звучит, когда Леонидик по струнам - одной рукой, а другой рукой аккорды – Марат… Да чтобы описать все любимые моменты – это весь спектакль надо словами пересказать! А это нереально и бессмысленно… И так же, как два года назад эти два часа 40 минут – как один миг… Мне почему-то в этот раз не только Лика и Леонидик, все трое показались какими-то потухшими – «потухшими вулканами», сохранившими глубоко внутри тепло тлеющих угольков любви… Но разжечь их вновь, раздуть эти угольки – не под силу ветрам перемен, после стольких лет – непосильная задача… Они устали клокотать (даже Марат!), они устали жить и они устали ждать… А Лика – она устала метаться между ними. Как дамоклов меч висит над ней выбор, который она сделать никак не может. Она разрывается между человеком, который без неё пропадёт, для которого она стала смыслом жизни, и человеком, которого очень сильно любит, но с которым никогда у неё не будет спокойной, размеренной жизни. За ним ей всю жизнь придётся тянуться, приподнимаясь над земным существованием. Но только он способен дать ей крылья для этого… Казалось бы – выбор очевиден… Но она не может предать одного ради того, чтобы быть счастливой с другим… В конце Леонидик помогает ей сделать этот выбор, но будет ли она счастлива? Невозможно удалить из своей жизни, из своих мыслей человека, с которым прожила 13 лет, просто сказав «прощай» и начать «быть счастливой». Будут ли они счастливы вдвоём с Маратом? Для меня на этот раз не было многоточия в конце. Они всегда будут связаны той весной 42-го, и друг без друга всё равно существовать не смогут… Эти трое – Лика, Леонидик и Марат – пожизненно связаны любовью… По-прежнему самым сильным местом в спектакле остаётся для меня монолог Марата у поставленной на дыбы кровати. Я не знаю, как ОН это делает… Когда замолкает, не в силах продолжить фразу, потому что (по-настоящему!) – комок в горле и нужно глубоко вдохнуть и выдохнуть прежде, чем сказать наконец им… сквозь слёзы… Он из каких глубин эту эмоцию достаёт?! Силой своего таланта? Но так сыграть нельзя!!! Это можно только пережить ещё и ещё раз, каждый раз на сцене, как в жизни… И это нельзя не почувствовать, сидя в зале, насколько он себя тратит, а он ТРАТИТ… Поэтому и любят зрители этот спектакль – за живые, неподдельные эмоции, поэтому и не хотят с ним прощаться! И поэтому столько цветов всегда! Говорят, незаменимых нет и всему когда-нибудь приходит конец… Но когда уйдёт этот спектакль (ну он ведь всё равно когда-нибудь уйдёт…), вот тогда по-настоящему наступит ТИ-ШИ-НА… И пустота, которую нечем будет заполнить… Как хорошо, что я успела! Ещё раз… Может, кто-то прочитает это и тоже успеет… Смотрите, пока он не ушёл… Не опоздайте! Александр Юрьевич, СПАСИБО Вам за Марата! Спасибо ВСЕМ за спектакль, который обладает свойством всколыхнуть душу и в зависимости от твоего собственного настроения в этот вечер – затронуть там какую-то, каждый раз новую, может быть, неведомую тебе раньше струну, и пройтись по ней, едва коснувшись… Но звучание этой струны тебе запомнится, потому что именно оно созвучно музыке твоей души и ритму твоего сердца…

amarillis: Спектаклю "Мой бедный Марат" - 20 лет!!! TeatrMossoveta 1 мая 1995 года состоялась премьера спектакля «Мой бедный Марат». «Спектакль дышит свежестью чувств, редким пониманием сложности и запутанности человеческих отношений. Чутким проникновением, кажется, в саму суть любви. Мизансцены строги, просты и графичны. Их быстрая смена передает калейдоскоп переменчивости чувств, которыми охвачены Леонидик (Андрей Ильин), Лика (Лариса Кузнецова) и Марат (Александр Домогаров), их чередование фиксирует все причудливые оттенки отношений в любовном треугольнике. Актеры играют без грима, не изображают детей и не думают о том времени, в котором жили герои Арбузова. Марат, Лика и Леонидик словно совершают путешествие в прошлое через самих себя, свои чувства и свои воспоминания» (Жанна Филатова, «Театральная афиша»). 9 мая спектакль о войне, мире и человеческом выборе будет сыгран в честь юбилея великой Победы.

amarillis:



полная версия страницы