Форум » Работы в театре » Вишнёвый сад » Ответить

Вишнёвый сад

amarillis: "Вишневый сад". Режиссер - Андрей Кончаловский Действующие лица и исполнители: Раневская Любовь Андреевна - Ю. Высоцкая Аня - Ю. Хлынина/Е. Ванчугова Варя - Г. Боб/ М. Карпова (МХТ им. Чехова) Гаев Леонид Андреевич - А. Домогаров Лопахин Ермолай Алексеевич - В. Кищенко Трофимов Петр Сергеевич - Е. Ратьков Симеонов-Пищик Борис Борисович - В. Горюшин Шарлотта Ивановна - Л. Кузнецова Епиходов Семен Пантелеевич - А. Бобровский Дуняша - А. Кузенкина Фирс - А. Аносов Яша - В. Боковин

Ответов - 29

amarillis: Фрагменты интервью АЮ (полностью интервью размещено в разделе "Пресса 2015 года") с информацией о репетициях спектакля "Вишневый сад": "- Сейчас в театре Андрей Сергеевич Кончаловский завершает постановку пьес Чехова. Сначала была «Чайка», потом он поставил в Моссовете «Дядю Ваню» и «Три сестры».Сейчас мы репетируем «Вишневый сад». Репетирую Гаева. Поэтому идем по пути глубочайшего сопротивления! Для меня ни сам образ, ни его трактовка абсолютно не типичны! Гораздо естественней, легче и спокойнее было бы сыграть Лопахина. Но …. Андрей Сергеевич пошел по совершенно другому пути. У Чехова в пьесе есть такая фраза, характеризующая Гаева как героя. «Гаев, Вы - баба!» - говорит ему Лопахин. И вот перед нами стоит сложная задача: сыграть «бабу», т.е. «бесхарактерного», мягкотелого человека, который постоянно переживает, болезненно воспринимает любые жизненные обстоятельства. Играть такого человека мне очень тяжело: гораздо легче «дать в морду», чем без причины страдать и переживать." "- Буквально позавчера мы с Андреем Сергеевичем и гримерами попытались понять образ Гаева в новом спектакле: то ли лысина, то ли парик? Очевидно, придется постоянно то «наращивать», то «состригать» волосы… "

amarillis: Продублирую здесь информацию о постановке "Вишневый сад". Цитата из статьи "Свежие постановки и сюрпризы от известных худруков: что посмотреть в новом театральном сезоне": radiovesti.ru Кстати, на сборе труппы в Театре имени Моссовета Андрей Кончаловский, который репетирует сейчас "Вишневый сад", завершая таким образом чеховскую трилогию, объявил, что премьера, скорее всего, случится ближе к концу года. Хотя в театре рассчитывали, что это произойдет уже в октябре, но нежданная болезнь одного из исполнителей расстроила эти планы. А Кончаловский для всех трех своих спектаклей по Чехову придумал жесткие условия - одна компания актеров и одна на всех декорация.

amarillis: Из публикации в газете Вечерняя Москва от 1 декабря 2015г. о премьере "Вишневого сада": Андрей Кончаловский, режиссер: - Изо всех сил стремлюсь поставить «Вишневый сад» как комедию. А почему комедия? Да потому, что так решил Антон Павлович, а я попытаюсь его услышать. Чехов даже написал: «Почему пишут драма? Немирович и Станиславский, бьюсь об заклад, не прочитали моей пьесы» (первая постановка «Вишневого сада» огорчила Чехова). Я внимательно изучаю все ремарки Чехова, чтобы не повторить ошибку отцов-основателей Художественного театра. Дело в том, что Антон Павлович создал новый жанр драматургии — и в этом был вторым после Шекспира. Например, в одной роли актер должен выступать в разных жанрах, потому что его персонаж — то умный, то глупый, то трагический, то комический. Именно это непостоянство характера, психотипа приводит режиссеров в замешательство: как же актерам играть, а им как ставить? Тут эксцентрика, тут дурак, тут женщина навзрыд, тут хохочет. Чехов — основатель театра абсурда. Раневскую играет Юлия Высоцкая, Гаева — Александр Домогаров. В спектакль будет введена история последних трех месяцев жизни Антона Павловича. «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, практически его завещание. Замечу, что «Вишневый сад» — конец моей трилогии на сцене Театра Моссовета. Первые два спектакля «Дядя Ваня» и «Три сестры». И продублирую сюда фрагменты из свежего интервью АЮ той же "Вечерней Москве" (полный текст интервью см. в разделе "Пресса") об этом спектакле и о роли Гаева: - Александр, рискну предположить, что новый спектакль по Чехову «Вишневый сад» не стоил вам большего труда. Наверняка вы понимаете Андрея Кончаловского с полуслова? - Если честно, роль Гаева — самая сложная в моей жизни, как и пьеса Антона Павловича «Вишневый сад» — самая трудная для понимания. - Почему трудная пьеса? Ее столько раз ставили во всем мире. - Антон Павлович был тяжело болен, когда писал «Вишневый сад». В письмах к Ольге Книппер-Чеховой он писал: «Пишу тяжело, по две строчки в день». Хотя всех уверял, что «Вишневый сад» — комедия. - А вас уверил, что комедия? - Меня пока нет. Хотя мысль написать «Вишневый сад» как комедию мне понятна. У Чехова есть письмо с записью, которое принес на репетицию Андрей Сергеевич: «В доме только трое: я, пианино и журавль, и все молчат» — такое было состояние Чехова, когда он сочинял якобы комедию «Вишневый сад». Известно, что Антон Павлович имел неприятный разговор с Московским Художественным театром после премьеры «Вишневого сада» из-за того, что «они не поняли его идеи, и не надо в спектакле, чтобы были слезы». Я допускаю, что умирать, чтобы все плакали, Чехов не хотел. Ему хотелось уйти так, словно он вышел. - Есть ли между Гаевым и вами общие черты? Или Андрей Кончаловский дал вам роль на сопротивление? - Для меня Гаев — еще более трудный герой, чем Вершинин в «Трех сестрах». Буду откровенным, я отказался играть роль Гаева, как только Андрей Сергеевич произнес фамилию персонажа. Точнее, не отказался — не посмел бы, а сказал: «Я не смогу его сыграть, потому что, как мне кажется, мое «Это — я купил». Но вот уже более года Кончаловский убеждает меня в том, что я и есть Гаев. Он считает, что Гаев — это большой ребенок, который тут же умрет, как только придут красноармейцы, умрет или от инфаркта, или от страха. А я не могу представить себя на его месте в эту секунду. Мне, Александру Домогарову, так хочется купить Вишневый сад. Думаю: «Вот бы мне сейчас топорик, и я бы вырубил этот сад». О том, что мне сложно, я неоднократно говорил Андрею Сергеевичу. - И что он вам отвечал? - «Саша, у тебя на лбу другое написано, крупными буквами, и как ты ни скрывай, оно выжжено». Я не могу не верить Андрею Сергеевичу. К тому же удались два его спектакля, в которых я участвую: «Дядя Ваня» и «Три сестры». Но при этом во мне живет и человек, который заявляет: «Я куплю, куплю, куплю, куплю». - Может, Андрей Сергеевич открывал вашу истинную сущность, увидев в вас черты беспечного, ранимого, интеллигентного, доброго Гаева? Может, все мы заблуждаемся? - Все допускаю. Но мне очень сложно. Недавно Кончаловский вновь устроил читку… Когда просто читаешь слова — ощущение жуткое. Вроде в тексте простые слова — ребусов и символов нет, но как это играть, как их произносить?


amarillis: На сайте театра появилось несколько обновленное распределение ролей - mossoveta.ru Антон Чехов Вишневый сад Комедия в 4-х действиях Постановка и сценография Андрей Кончаловский Действующие лица и исполнители: Раневская Любовь Андреевна помещица - Юлия Высоцкая Аня, ее дочь - Юлия Хлынина, Екатерина Ванчугова Варя, ее приемная дочь - Мария Карпова, Галина Боб Гаев Леонид Андреевич брат Раневской - Александр Домогаров Лопахин Ермолай Алексеевич купец - Виталий Кищенко Трофимов Петр Сергеевич студент - Евгений Ратьков Симеонов-Пищик Борис Борисович помещик - Владимир Горюшин Шарлотта Ивановна гувернантка - Лариса Кузнецова Епиходов Семен Пантелеевич конторщик - Александр Бобровский Дуняша, горничная - Александра Кузенкина Фирс, лакей - Антон Аносов Яша, молодой лакей - Владислав Боковин

amarillis: [30-12-2015] Внимание! 30 декабря — замена спектакля Уважаемые зрители! 30 декабря, по техническим причинам, вместо объявленного спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» пойдет премьера спектакля Андрея Кончаловского «Вишневый сад» mossoveta.ru.

amarillis: Фото со вчерашнего прогона в instagram

Коломбина: Неожиданно... Жаль, что планы уже не изменить! Будем ждать февраля!

amarillis: Первые профессиональные фотографии спектакля "Вишневый сад". Автор - Sergey Petrov. Остальные фото - по ссылке.

amarillis: Фотографии Елены Лапиной с первого показа спектакля 29 декабря на странице театра TeatrMossoveta

Коломбина: "Вишневый сад" сквозь объектив Геннадия Усоева.

Коломбина: "Вишневый сад" сквозь объектив Михаила Гутермана.

amarillis: Коломбина, шикарные фотографии!!! Вот здесь, здесь и здесь есть еще фото.

Коломбина: С ПРЕМЬЕРОЙ, Александр Юрьевич! ...Тихо. Сумерки. Бабье лето. Четкий, частый, щемящий звук — будто дерево рубят где-то. Я засыпаю под этот звук. Сон происходит в минувшем веке. Звук этот слышится век назад. Ходят веселые дровосеки, рубят, рубят вишневый сад. У них особенные на то виды. Им смешны витающие в облаках. Они аккуратны. Они деловиты. У них подковки на сапогах. Они идут, приминая травы. Они топорами облечены. Я знаю — они, дровосеки, правы, эти деревья обречены. Но птица вскрикнула, ветка хрустнула, и в медленном угасании дня что-то вдруг старомодно грустное, как дождь, пронизывает меня. Ну, полно, мне-то что быть в обиде! Я посторонний. Я ни при чем. Рубите вишневый сад! Рубите! Он исторически обречен. Вздор — сантименты! Они тут лишни. А ну, еще разик! Еще разок! ...И снова снятся мне вишни, вишни, красный-красный вишневый сок. (с) Ю. Левитанский

amarillis: Театр Моссовета представляет "Вишневый сад" в постановке Кончаловского tvkultura.ru Три пьесы Чехова как триптих, объединенный общей логикой повествования. Именно так режиссёр Андрей Кончаловский задумал поставить на сцене Театра имени Моссовета «Дядю Ваню», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Первые два спектакля уже завоевали зрительское признание. Премьера последней пьесы классика завершила трилогию. Режиссёрскую концепцию оценили «Новости культуры». Над чеховской трилогией Андрей Кончаловский работал восемь лет. «Вишневый сад» - заключительная часть. Все три спектакля идут в одних и тех же декорациях. И мечта режиссера – чтобы три постановки шли в один день. Конечно, такая акция - «день Чехова» - для театра, артистов, да и зрителя - неподъемна. Но, говорят, будут стараться давать «Дядю Ваню», «Три сестры» и «Вишневый сад» три вечера подряд. Занята в них и одна и та же актерская команда во главе с Юлией Высоцкой и Александром Домогаровым. «Это всё один роман в трёх частях я бы сказала. Это, конечно, всё очень ощущается. Я бы не сказала, что это одна атмосфера, но это очень близко по настроению», - считает актриса Юлия Высоцкая. Александр Домогаров выходит в самом неожиданном амплуа. От его харизмы в его герое не осталось и следа. Он здесь - Гаев. «Мастер – Андрей Сергеевич – сказал, что это должно быть так и добавил: "Никто, кроме меня, таких заданий тебе давать не будет". Тяжело. Мне тяжело!» - признается народный артист России Александр Домогаров. Но в то, что артист «ломал себя через колено», как он говорит, верится с трудом. Настолько гармоничен он теперь в роли Гаева, который у него смешон, глуп и нелеп, – всё, как полагается. Перед одной из репетиций Андрей Кончаловский за ночь прочитал более тысячи писем, посвященных «Вишневому саду» и периоду его написания в жизни Чехова. Теперь между актами зритель видит проекцию с десятком цитат: трагических и смешных, как сама пьеса: о туберкулезе, журавлике, одиночестве в Ялте и надвигающейся смерти. «Нам хотелось передать и услышать голос Антон Павловича. В этой вещи он звучит особенно отчетливо. Просто потому, что это последние слова, который человек, великий художник произнёс в литературе. Комедия умирающего гения. Шутка», - сказал Андрей Кончаловский. «Есть ли у вас новое прочтение этой пьесы?» - спросил у Кончаловского кто-то из журналистов. «Новое – это когда вы плачете и верите, как ребёнок», – ответил режиссер. И такая новизна его трактовки «Вишневого сада» рассчитана на чуткого зрителя. Новости культуры

amarillis: Андрей Кончаловский задался целью поставить комедию vm.ru/news Домогаров потирает ушибленную ногу — упал на льду. Но ради премьеры «Вишневого сада» терпит боль. Корреспондент «ВМ» побывала на спектакле и узнала у режиссера Андрея Кончаловского, почему он так и не поставил «Чайку». Премьера этого спектакля, кстати, могла не состояться вовремя из-за болезни исполнительницы главной роли — Юлии Высоцкой. Тем не менее событие не отменилось. Зрители ждали эту постановку с ноября, но Кончаловский заканчивал фильм «Рай», где тоже была задействована актриса Юлия Высоцкая. — Кто внимательно прочитает пьесы: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», обнаружит взаимосвязь характеров, уклада жизни, — рассказал «ВМ» Кончаловский. — Я ставил эти пьесы как единое целое, с одними актерами… Не как театральное действо, а писал как музыку. - Почему «Вишневый сад» Чехов называл комедией? - Чехов создал новый жанр — «театр абсурда». И я попытаюсь его услышать. Изо всех сил стремился поставить «Вишневый сад» как комедию! В одной роли актер должен выступать в разных жанрах, потому что его персонаж — то умный, то глупый, то трагический, то комический. Как ставить, как играть, когда здесь — эксцентрика, а здесь — трагедия, женщина то плачет, то смеется? - Ваш брат Никита Сергеевич тоже хочет поставить три пьесы Чехова с одними и теми же актерами. Любовь к Чехову — фамильная? - Чтобы ставить великих писателей, надо очень их любить. Мой брат Никита доказал в кинематографе, что любит Чехова сильно. - Доктору Чехову удалось поставить диагноз России? - Когда спросили у Чехова: «Чего не хватает русскому человеку?», он сказал: «Желания желать». Занавес. Минимум декораций. Лопахин — Дуняше: «Пришел поезд, слава богу. Который час?» ...Между сценами появляется монитор — на нем проникновенные письма

amarillis: mir24.tv/video_news Кончаловский завершил чеховскую трилогию «Вишневым садом» Москва, 13 февраля. Андрей Кончаловский завершил свою театральную трилогию по Чехову «Вишневым садом». Несколькими годами ранее на сцене того же Театра имени Моссовета режиссер выпустил «Три сестры» и «Дядю Ваню». Теперь в тех же декорациях – это было принципиально – поставил последнюю пьесу драматурга. Для этого он досконально исследовал архивы Антона Чехова. До премьеры еще далеко – она состоится только 27 февраля, а сейчас идут генеральные прогоны. На одном из них и побывала и корреспондент «МИР 24» Елена Шарова. Знаменитый монолог Любови Раневской кто только не произносил со сцены. Теперь черед Юлии Высоцкой. Ее героиня – в прошлом богатая помещица, возвращается в родной дом, в котором потеряла своего 7-летнего сына. У Высоцкой Раневская настолько манерна, что сразу вспоминаешь другую знаменитую блондинку. Рената Литвинова, кстати, тоже играет эту роль – в МХТ имени Чехова. Раневская в театре Моссовета непредсказуема: то взрывается заразительным смехом, то впадает в истерику. «Это, скорее, просто больше я! Точно так же и Соня в «Дяде Ване», и Маша в «Трех сестрах». Спасибо Кончаловскому, какая я многоликая, оказывается. Она может быть жестокой, она может быть взбалмошной, она может быть злой! Но она и очень великодушная, щедрая, она очень щедрая эмоционально, но в то же время, наверное, когда человек переносит, несет в себе такое горе, он становится эгоистичен в этом горе. И какой-то ее надрыв, вот какое-то сосредоточение в своем горе», – говорит актриса Юлия Высоцкая. «Вишневый сад» – третья постановка Андрея Кончаловского в трилогии по Чехову. Восемь лет назад вышел «Дядя Ваня», потом были «Три сестры». Во всех спектаклях похожие декорации и общий состав артистов. Сам Андрей Сергеевич сравнивает свои постановки с трехчастной симфонией и советует смотреть их друг за другом. Так и играть будут – три вечера подряд. «Мы пытались просто понять, услышать голос Антона Павловича, в этой вещи он особенно звучит отчетливо, просто потому что это последние слова, которые человек, великий художник, произнес в литературе. Прощание с миром он хотел выразить в комедии, комедия умирающего гения, шутка. Понять и передать – это сложно, потому что здесь произведение неотрывно от его жизни», – отмечает народный артист РСФСР Андрей Кончаловский. Чехов писал «Вишневый сад» незадолго до смерти. Автор даже не застал премьеру в Московском художественном театре. Режиссер Кончаловский делает акцент на этом, и между действиями на занавес проецируются письма драматурга. Черты самого Чехова можно угадать и в образе Леонида Гаева – брата Раневской. Конечно, зрителям непривычно видеть Александра Домогарова в образе пожилого помещика. Кажется, ему ближе уверенный в себе купец Лопахин, который хочет купить огромный вишневый сад и раздробить на части. Но сам Домогаров говорит: по-актерски ему интересней старик. «Не мой характер немножко, не мой! Но посмотрим, сцена покажет. Надо несколько по-другому себя проецировать. Время ушло, наверное, и возраст другой, и надо ассоциировать себя уже с Гаевым, а не Лопахиным. Хотя…» – считает народный артист России Александр Домогаров. Андрей Кончаловский признается, «Вишневый сад» – точка в его театральных интерпретациях Чехова. Мол, с удовольствием поставил бы «Чайку», но пока все не может решиться. Скринчик из видео:

Коломбина: Мол, с удовольствием поставил бы «Чайку», но пока все не может решиться. Странно, но в 2004 году Кончаловский уже поставил "Чайку" на сцене театра им. Моссовета.

amarillis: Канал «МОСКВА24» – о премьере «Вишневого сада» в театре им.Моссовета - tv.m24.ru

amarillis: Премьера «Вишневого сада» в постановке А.С.Кончаловского. 27 февраля 2016г. От Александра Юрьевича вчера невозможно было оторвать взгляд, он был центром притяжения на сцене… Я, честно говоря, думала, что после Вершинина меня уже ничем не удивить, но Александр Юрьевич продолжает удивлять и восхищать, и покорять глубиной своего таланта! Так «вкусно», ярко, и в то же время изящно он «вылепил» своего Гаева, что невольно проникаешься симпатией даже к такому никчемному и безвольному человеку, бессмысленного фразерства которого вчера не выдержал даже шкаф (ручка на дверке оторвалась)! Но ведь этот Гаев так по-детски наивен и несчастен в своей беспомощности! Браво, Александр Юрьевич! Браво! Это было блестяще!!! И спасибо Андрею Сергеевичу за возможность видеть любимого артиста в столь разноплановых образах!

amarillis: "Новости культуры" о премьере спектакля "Вишневый сад": tvkultura.ru Рецензия Марины Райкиной - www.mk.ru/culture Кончаловский не покусился на Чехова Юлия Высоцкая в «Вишневом саде» сыграла будущее Андрон Кончаловский завершил свою чеховскую трилогию в театре. Последней точкой стал «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова. Комедия в четырех действиях и двух театральных актах оказалась весьма пуританской и изысканной. С подробностями — обозреватель «МК». Никита Михалков все-таки успел на премьеру к брату, но только ко второму акту и потому не смог насладиться красотой и легкостью первого. И потому, наверное, удивился финалу: Фирс в заколоченном господском доме, вопреки первоисточнику, оказался не один. Хотя этот «не один», а точнее, «не одна» появилась именно в первом акте. Кончаловский других вольностей себе не позволил в трактовке сюжета, характеров и взаимоотношений героев. Хотя самая первая сцена намекала на фривольности: в ожидании господ Дуняша (Александра Кузенкина) моет пол руками, нагло выставляя перед Лопахиным (Виталий Кищенко) аппетитный зад. И так повернется девица, и эдак — ноль внимания. Лишь в конце сцены, у зеркала, поправляя шейный платок, он так хлопнет ее по заду, что станут понятны их «закадровые» отношения. Но публика этого не видела и не увидит за все время сценического действия. Один хлопок по заду, один поцелуй за весь спектакль — такое сегодня в искусстве, особенно театральном, представить сложно, и тем не менее… На другом сосредоточил свое внимание постановщик Кончаловский. Он попытался объемно посмотреть на Чехова и его последнюю в жизни работу. В театральных условиях желаемой объемности он добивается нарочито простыми, не кинематографическими средствами. В каждом из актов опускается экран, по которому, как по бумаге, скрипя, бежит перо Антона Павловича — больного, по сути умирающего — и пишет разным своим корреспондентам (жене, художнику Коровину и другим), как продвигается пьеса, про кровохарканье, что мучает его во время написания комедии, про смерть, которая, в сущности, простая вещь… И эти простые рукописные, не высокотехнологичные комментарии действуют сильнее любых высоких технологий. Думаешь: какие силы были у умирающего человека, чтобы писать именно комедию? И почему комедию? Умирающий больше понимает в смерти?.. А на сцене, за поднявшимся экраном, открывается такая же простота, как на бумаге. Столик, шкафик, диван красного дерева эпохи царя Александра, стулья, высокое зеркало поодаль на фоне хорошо подсвеченного белого задника (отличная работа художника Сандро Сусси) смотрятся как экспонаты в музее. Готовая картинка усадебного быта помещичьей семьи начала прошлого века. А вот и господа из самого Парижа, которых ждали, намывая пол. Хрестоматийные, знакомые до боли, ну просто как родственники каждому более-менее грамотному россиянину: Раневская (Юлия Высоцкая), помещица, две ее дочки — трудяга Варя (Галина Боб) и стрекоза Аня (Юлия Хлынина). Дядя их, Леонид Андреевич (Александр Домогаров), гувернантка Шарлотта Ивановна (Лариса Кузнецова) со своими фокусами в прямом и переносном смысле да Яша (Владислав Боковин), лакейская наглая рожа. По авансцене на полусогнутых проходит Фирс (Антон Аносов), шамкая отвисшей челюстью. Не говоря уже о местных обитателях — старые знакомцы. И текст, знакомый до боли, произносят: про торги, про Париж и телеграммы оттуда от негодяя, обобравшего Раневскую, а также про желтого в угол и что-то там в середину. Кончаловский каким-то невидимым образом так организовал жизнь этих людей из прошлого, что она магнетична, притягивает внимание. Хотя где они уже и где мы теперь?.. Конечно, тут вопрос — в умении работать с актерами, которые создают эту необъяснимую магнетичность, независимо от объема роли. Вот, скажем, Епиходов — не человек, а нелепая функция — у Александра Бобровского смешон не комедийными красками, а напыщенностью, которую так удачно подчеркивает грим: залихватские маленькие усики, несоразмерные с его крупной фигурой. Гаев — пожалуй, лучшая роль Александра Домогарова, отработавшего у Кончаловского во всей трилогии. Внешне почему-то схож с артистом Качаловым (пенсне, мягкие манеры), но характер создан удивительно тонко, вальяжно и неспешно — как, собственно, и живет его персонаж. И верная интонация найдена (барская, нараспев), и жест. В этой роли для любого артиста есть свои нелюбимые подводные камни, умение обойти которые только подтверждает класс артиста. Таким камнем является монолог Гаева в первом акте, обращенный к шкафу: «О, многоуважаемый шкаф…» У Кончаловского Гаев произносит его, раскинув руки по спинке дивана и запрокинув голову, — это выглядит органично и смешно. Роль Ани также невыигрышна — своей неестественной чистотой, пафосными текстами про новую жизнь… Юлия Хлынина, которая очень активно набирает очки в театре, замечательно справляется с этой ролью. Чего стоит одна сцена с Петей Трофимовым (Евгений Ратьков), который живописует перед девушкой прелести новой жизни. — Смотрите, покойная мама идет по саду, — вдруг говорит Раневская. Фигура в белом, под белым же кружевным зонтиком проходит по заднику. Не посмотрев, не оглянувшись. Второй раз она появится на качелях — и тоже вполоборота, лица не видно. Она же окажется за столиком, накрытым к вечернему чаю, напротив Фирса в заколоченном доме. Метафора не только невозвратного, забытого, но и наглухо заколоченного прошлого — всех и все забыли. «Эх вы, недотепы…» И, наконец, Юлия Высоцкая в роли Раневской. В роскошном светлом парике, красивом платье (удачно стилизованные костюмы Тамары Эшбы). Нервическая особа с первого своего появления: пахитоска в руке дрожит, слушает вполуха, формальна в отношениях и озабочена чем-то, но явно не продажей родового гнезда. Удивительно, но в ее игре мало настоящего, да и ей самой оно малоинтересно, здесь больше будущего. И, что удивительно, будущее это сыграно Высоцкой так умело и четко — ну, уедет в Париж, проживет там деньги от ярославской бабушки и своих дочерей, которые ей не очень-то интересны. Даже сын Гриша, который утонул здесь, тоже для нее досадный факт биографии, досаду которого она гримирует пафосным театральным криком: «Гриша, мальчик мой!..» На роль Ермолая Лопахина приглашен ведущий актер Волковского театра из Ярославля Виталий Кищенко. Его образ, впрочем, как и все остальные, не тронут новейшими прочтениями (например, Ермолай Алексеевич не вступает в интимную связь с Раневской или не получает диплом Гарварда). Напротив, образец дельного человека в России, в финале ставшего тем, кем и был, — мужик мужиком. В общем, извечный спор между традиционалистами и радикалами, обострившийся в последнее время до необычайности, Кончаловский разрешил просто — высокое качество, господа. Марина Райкина

amarillis: Жизнь-то прошла, словно и не жил… Безвременье — главный герой «Вишневого сада» в театре им. Моссовета Кто не знает «Вишневого сада» Чехова? Спроси любого школьника: «Да, проходили чего-то там, сдавали, писали… Барыня, вроде, продает свое имение, делец какой-то покупает, кто-то там ходит, чего-то говорит, в общем, тоска… Содержание какое-то – ни о чем…» Молодежь с гаджетами наперевес и вовсе отмахнется: «Ну, что-то там, типа, про какой-то сад: не то его покупают, не то продают… В общем, как бы, сделка. На самом деле, я не в курсе…» На самом деле, чтобы быть хоть чуть в курсе – немного о предстоящей премьере неувядающего «Вишневого сада» на этот раз в постановке Андрея Кончаловского в театре им. Моссовета. Постановки этой пьесы вот уже больше века не сходят с мировых театральных площадок. Чехов называл свою пьесу комедией и очень удивлялся: «Почему на афише моя пьеса упорно называется драмой?.. У меня не драма, а комедия, местами даже фарс…» Но смотришь «Вишневый сад», и лишний раз убеждаешься, что от комедии здесь совсем мало, если только за фарс не принимать саму жизнь, в которой слишком много комедийной безысходности. Поэтому и герои произведения много говорят, о чем-то бесконечно спорят, не слыша друг друга, дела тем временем стоят и остаются только призрачные мечты. «Смерть в жизни человеческой, — писал Чехов в своем письме к А.Суворину, — не случай и не происшествие, а обыкновенная вещь». Эти письма предстают перед нами на сцене под музыку Рубинштейна, Скрябина, Рахманинова, будто бы сам Антон Павлович рассказывает нам о том, как он писал пьесу и что происходит в имении Раневской. «Дачи и дачники — это так пошло, простите», — говорит помещица Раневская. «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь» — вторит ей Лопахин. Время идет и проходит безвозвратно. Какие бы слова не произносились со сцены, одиночество, непонимание, растерянность в них — главное. Действующие лица здесь, по сути, бездействуют, а сюжет лишь в том, что они совершенно не способны к каким-либо действиям, поступкам. В одном из своих писем Чехов писал: «У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати. Политики у нас нет, в революцию мы не верим, бога нет, привидений не боимся, а я лично даже смерти и слепоты не боюсь…» Режиссёр Андрей Кончаловский обращается к творчеству Чехова не впервые. На сцене Театра им. Моссовета он поставил «Дядю Ваню», «Три сестры» и теперь «Вишнёвый сад». «Наш «Вишневый сад» — заключительная часть трилогии, над которой мы работали восемь лет, — говорит режиссер. — Это очередная попытка максимально приблизиться к восприятию Чеховым своих героев и жизни, которую он так любил… Надеюсь, что усилия услышать истинный голос Антона Павловича не были тщетными…» Это авторский чеховский проект режиссера, где он и художник-постановщик — с одним актерским составом и в одних и тех декорациях. Этот «Вишневый сад» наверняка откроет зрителю нового Чехова. Уходит время — проходит жизнь. «Жизнь-то прошла, словно и не жил…», — подтверждает это старик Фирс, когда остается один в имении. Однако, звучит музыка, опускается занавес, на котором строки из писем автора комедии: «Ни в коем случае не можем мы исчезнуть без следа…Бессмертие – факт. Вот погодите, я докажу вам это». Чехов никогда не исчезнет со сцены, потому что современен как никогда: те же купцы, та же бездеятельная интеллигенция, те же заброшенные сады по всей России… И только мечта жива. zakulisy.wordpress.com Видео - сцены из спектакля:

amarillis: Как из спектакля кино получилось Валентин Звегинцев В субботу в Театре имени Моссовета давали «Вишневый сад». Спектакль с Юлией Высоцкой и Александром Домогаровым в главных ролях поставил Андрей Кончаловский. И если Высоцкая в образе Раневской узнаваема и предсказуема, то вот Домогарова действительно не узнать. От героя детективов, от следователя Турецкого не осталось и следа. На сцене был... нет, правильнее сказать, на сцене жил полноватый рафинированный интеллигент, пасующий перед любой проблемой и желающий лишь одного: чтобы его оставили в покое. Наверное, именно таким и задумывал брата Раневской сам Антон Павлович Чехов. Кстати, последний все время присутствует на сцене. Кончаловский, видимо, все-таки слишком кинорежиссер и не может полностью отказаться от привычных методов. Есть что-то кинематографическое в его «Вишневом саде». Например, пока на сцене меняются декорации, опускается огромный экран, и на нем появляются строки из писем Чехова то жене, то друзьям. Да, ход интересный. В этих паузах сам Чехов объясняет, и как придумал свою комедию, и как писал ее, чувствуя скорую кончину, и как переживал, что никто не понял его замысла. Но с другой стороны — именно этот экран и отвлекает от действия. Слишком большие паузы. Спектакль разваливается, нет единого целого. Что касается самой пьесы, то Андрей Сергеевич сделал классический «Вишневый сад». Без экспериментов, без потрясений для публики, без прыжков в сторону. И это, наверное, на фоне некоторых странных экспериментов в других академических театрах хорошо. Классика в чистом виде. vm.ru/news "Вишневый сад" погубил дефицит любви. Андрей Кончаловский завершил трилогию по Чехову Анжелика Заозерская Юлия Высоцкая в постановке "Вишневого сада" - элегантная, заграничная Любовь Раневская. В шляпах, белых платьях, с сигарой и любовью к своему французскому любовнику-альфонсу. Раневская умна, трезва и порой цинична. Она прямо указывает всем на недостатки и каждого находит "подурневшим". В спектакле "Дядя Ваня" Юлия Высоцкая играет добрую, трудолюбивую, но некрасивую девушку Соню. Андрей Кончаловский находит родственные связи между героями пьес Чехова. Соню и Раневскую объединяют не только несчастная любовь, но и дворянское происхождение, а также природный ум. И красной нитью через три спектакля проходит тема "изменения человека во времени и в пространстве". Мы видим, что в "Вишневом саде" люди изменились до неузнаваемости, и не только люди - изменилась Россия, ценности и чувства. Все стало другим. За семь лет - с 1896 до 1903 - изменился мир и сам Чехов. Режиссер дает возможность зрителю своими глазами увидеть, как автор "Вишневого сада" пишет свои последние письма. Сразу после того, как со сцены исчезает шкаф с книгами, в любви к которому признавались аристократы Гаев и Раневская, на сцену опускается огромный экран. И зритель видит, как рука Чехова, созданная с помощью технологий монтажа, выводит слова отнюдь не докторским, а красивым каллиграфическим почерком. Внимание привлекают чеховские запятые - длинные, похожие на капли дождя. Они вызывают невольную улыбку, как и сами письма Антона Павловича. Чехов пишет жене, актрисе Ольге Книппер из Ялты: "Дома все благополучно. Шарик еще не научился лаять. А Тузик - разучился". Был в этих письмах и Журавль, танец которого забавлял больного Чехова, а в постановке Кончаловского "Вишневый сад" - Цапля. Она появляется на сцене перед приходом в дом прокаженного нищего, роль которого исполняет Антон Поспелов. Он просит милостыню, и Раневская отдает ему последний золотой. Она хочет хотя бы так откупиться от своих грехов. Раневская не борется за вишневый сад: в глубине души она считает, что не имеет на него морального права, да уже и не любит его - слишком много горя с ним связано. Темой недостатка любви или неподлинной любви наполнен "Вишневый сад" Кончаловского. Все герои в кого-то влюблены, одни даже делают предложения руки и сердца, другие ждут этого предложения... Слова "любовь, любить, любит, не любит" рассыпаны в "Вишневом саде" как листья, как цветы... Но все они запоздалые, засохшие, опавшие, перезрелые или недозрелые. Дуняша (актриса Александра Кузейкина) говорит об Епиходове: "Он меня любит, так любит", - Аня утверждает: "Лопахин любит Варю". Трофимов обещает Ане: "Мы полюбим друг друга". И только клоунесса Шарлотта (актриса Лариса Кузнецова) бросает в глаза помещику Семенову-Пищику правду: "Разве вы можете любить?". Несмотря на то, что в чеховских пьесах герои часто говорят о странных людях, чудаках, настоящую чудачку - клоунессу, жонглершу, циркачу без роду, племени, имени и паспорта Шарлотту Ивановну автор выводит на сцену впервые именно в "Вишневом саду". Ее образ выписан не так четко, как остальные женские роли, но миссию свою она выполняет в полной мере. Шарлотта озвучивает главную причину гибели Вишневого сада - любовь обесценена, любовь предана и продана, как и сам сад. Разве только осталась родственная привязанность - любовь сестры и брата, детей и матери, любовь к умершим детям и умершим родителям... Но и она - бесполезная и призрачная... Гаев любит Раневскую, но это не мешает ему вынести ей приговор - "порочная". И дочери осуждают свою мать, хотя и жалеют. А Фирса (актер Антон Аносов), слугу, который бескорыстно и преданно, не осуждая и не казня, любил всех домочадцев, и вовсе хоронят живьем, заколотив в доме. Возможно ли было такое, если бы в сердце хотя бы одного из героев "Вишневого сада" жила любовь? В "Дяде Ване" тоже есть преданная нянька, любящая бескорыстно - Марина. И умный доктор Астров на вопрос Елены Андреевны: "Кого он любит", отвечает: "Никого не люблю, если только няньку". Но Астрова и подобных ему нет в "Вишневом саде". Он умер или не приехал. Или скоро умрет - вместе с Чеховым. Вместо него, единственного деятельного, трудолюбивого, гуманного человека, который спасает людей и мир - делец, буржуй, скряга и трус - Лопахин (в исполнении Виталия Кищенко). И все-таки "Вишневый сад" - комедия, пусть и сквозь слезы. Чехов легко прощается с самой большой иллюзией своей жизни - иллюзией о настоящей, большой любви между мужчиной и женщиной. Кстати, Павел Деревянко, исполняющий роль Ивана Войницкого, перед началом спектакля "Дядя Ваня" поделился с "Вечерней Москвой" мнением, что "Чехов разочаровался в любви": - Думаю, это так, - размышлял актер. - Он вообще не очень доверял женщинам. Изо всех сил хотел верить, хотел любить, но что-то его удерживало. Но при этом Чехов заведомо жалеет всех людей - и тех, кто мечтал о любви, и тех, кто даже не решился о ней мечтать. Александр Домогаров о своем герое Гаеве сказал "ВМ": - Единственное оправдание жизни моего героя - его любовь к сестре, только толку от этой любви мало. А на вопрос: "Любит ли его Астров Елену Андреевну?", Домогаров отвечает: "Нет. Она ему нравится как женщина, но он видит, что она просто красивая бездельница". Андрей Кончаловский в "Вишневом саде" ненавязчиво, тонко, но последовательно и убедительно говорит о том, что все чеховские герои достойны любви, только что-то внутри каждого из них сломалось и они стали неполноценными. Трагично это или комично? Зависит от того, как относиться к своему увечью. Можно с юмором, как это делает сирота и бродяга, не знавшая ни любви, ни родины, ни детства, Шарлотта Ивановна, раскладывая карты. Или со злостью, как забракованная Варя. Можно с гротеском - как Епиходов (в исполнении Евгения Ратькова), которому изменила Дуняша. А можно как Лопахин - покупая сады, заводы, пароходы... Но все они вызывают горькую усмешку. Как смешно было Чехову, который женился на актрисе Ольге Книппер незадолго до смерти, и жаловался на то, что некому зашить ему носки. Актриса не представляла своей жизни без театра. Но Чехов был влюблен в нее как мальчишка - написал больше 400 писем. В своем предпоследнем письме Чехов, в ответ на вопрос жены, писал: «Ты спрашиваешь – что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно». Уже после спектакля к Андрею Кончаловскому подходили зрители. Они благодарили режиссера за ответы на многие вопросы. - Спасибо вам, - сказал один из них. - Теперь мы поняли, почему пала Российская империя. - И почему же? - в свою очередь спросил у зрителя Кончаловский. - Дефицит любви. Ее стало слишком мало... vm.ru/news

amarillis: А был ли сад? - izvestia.ru Постановкой «Вишневого сада» Андрон Кончаловский завершил свою чеховскую трилогию Главный герой нового спектакля — создатель «Вишневого сада» Антон Чехов. Прощальная шутка гения, как именует пьесу режиссер Андрей Кончаловский, идет под зорким оком автора. До, после и во время действия опускается на сцену экран с пожелтевшей поверхностью, имитирующей старую бумагу. Слева — фотографии Чехова. Справа — тексты писем. Скрипит перо, бегут строчки: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс... Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы». В отличие от великих предшественников, Кончаловский — внимательный читатель. Его спектакль — комедия, местами фарс. На долю драмы остается послевкусие. Горькое сожаление о том, что могло быть, да не случилось. Могло, например, случиться счастье Лопахина (Виталий Кищенко) и Раневской (Юлия Высоцкая). Ермолай Алексеевич любит Любовь Андреевну «больше, чем родную». Она же не отвечает на его признания. Тема незамеченной любви так или иначе присутствует во многих интерпретациях, но здесь-то любовь как раз замеченная. Что ясно дает понять последний диалог героев. В постановке Кончаловского эти двое не привычные антагонисты (он — за «новое», она — за «старое»), а люди с похожей душевной организацией. Прагматики и идеалисты одновременно. «Мужик» Лопахин, разудалым трепаком отмечающий удачную сделку, готовый «хватить топором» по вишневому саду, со всей искренностью рассуждает о том же саде — «роскошном, счастливом, богатом». В Раневской очаровательная взбалмошность уживается с трезвой оценкой происходящего. При известии о свершившихся торгах она стареет лет на десять, поскольку единственная из обитателей имения понимает: продажа его — крах, а надежды на новую жизнь призрачны. Остальные персонажи цельны в своих «правдах» и предсказуемы в дальнейших действиях. Домоправительница Варя все так же будет обустраивать другое хозяйство. Симеонов-Пищик — брать взаймы и передавать приветы «от Дашеньки». Епиходов к «двадцати двум несчастьям» добавит двадцать третье. Горничная Даша в очередной раз влюбится в самодовольного болвана. Вечный студент Петя не перестанет мечтать и бездействовать. Самый же совершенный образчик стабильности — Гаев — в превосходном исполнении Александра Домогарова. Истинный барин, превыше всего ценящий искусство жить в свое удовольствие. Потеря имения не мешает ему позаботиться об анчоусах к вечернему столу. Нет сомнений, что, став «банковским служакой» на жалованьи, он не откажет себе в дорогом вине и новом костюме. Кстати, одежду, обувь, аксессуары, мебель, изготовленные для этого спектакля, можно выставлять в соответствующих разделах экспозиции «Русская усадьба рубежа XIX-XX веков». К деталям, которые так ценил Чехов, Кончаловский относится с подчеркнутым пиететом. Тем любопытнее, что в отношении к главной из них позиции автора и режиссера расходятся. В спектакле, где постоянно говорят о цветущем саде, он появляется только однажды — на финальном заднике. По календарю на дворе осень. Так, может, это не сад вовсе, а галлюцинация, подобная женщине в белом? Безмолвная героиня, которой у Чехова нет, бродит по сцене, присаживается на качели, остается с Фирсом в покинутом доме. Кто она — овеществленное видение Раневской («Посмотрите — вот мама в белом платье идет по саду...»), гений места, навязчивый призрак прошлого? К многочисленным вопросам пьесы добавляются и эти, и те, что возникают на экране. «Ты спрашиваешь: что такое жизнь? Это все равно что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно». Чехову было 44, когда он это написал. Кончаловскому — 78, и ему, судя по спектаклю, тоже ничего не известно. Кроме одного. В жизни нет прогресса и регресса, правых и виноватых — всё относительно. Есть ежедневная рутина с большими огорчениями и маленькими радостями. Вот они-то по прошествии времени и воспринимаются счастьем. Тем самым вишневым садом, «прекраснее которого нет на свете».

amarillis: Все – из сада www.teatral-online.ru В Театре Моссовета идет последняя часть чеховской трилогии Светлана Полякова Андрей Кончаловский поставил финальную точку в интерпретации последних пьес Антона Чехова, являющих собой эпизоды истории вырождения «дворянских гнезд» – от близкого разорения («Дядю Ваню» режиссер поставил в 2010 году), через бесплодные попытки кардинально изменить жизнь («Три сестры», 2012 год) до физического уничтожения «вишневых садов». Прежде чем поднимется занавес, по экрану побегут строчки – умирающий Чехов творил свою комедию, комментируя процесс описанием признаков надвигающейся смерти и философским осмыслением жизни. Этот экран будет опускаться перед каждым новым актом, и всякий раз зритель будет получать письма Чехова, адресованные друзьям и близким, и чувствовать себя немножко адресатом. А когда занавес поднимется, мы окажемся в знакомых декорациях, в которых уже страдали и мечтали о лучшей жизни персонажи «Дяди Вани» и «Трех сестер» – квадрат мобильной платформы-эстрады, эклектичная мебель рубежа веков, которая перестанавливается, громоздится или исчезает, перемещая действие в разные уголки усадьбы, качели как отголосок беззаботной жизни. Костюмы эпохи ар-деко изящно стилизованы Тамарой Эшбой – в том же духе прежде одевал чеховских персонажей Кончаловского Рустам Хамдамов. Вопреки надеждам режиссера сделать трилогию силами одной и той же обоймы артистов «вишневая» команда существенно отличается от состава двух предыдущих постановок Кончаловского – до финиша дошли только четверо из первоначального набора. Но способ диалога Кончаловского с Чеховым остался прежним – никакой актуализации и радикализма интерпретаций, попытка понять, что происходило именно там и тогда, колдовство над восстановлением людей из прошлого – как утраченного артефакта. Разглядеть те изменения в человеческой сущности, которые привели к революции, случившейся через два года после написания пьесы и через год после кончины ее автора. ...Разоренная любовником и праздностью барыня в поисках спасения возвращается из-за границы в свое обнищавшее имение. Раневская в исполнении Юлии Высоцкой практически недееспособна, поскольку глубоко больна, если не наркозависима: истерики, мгновенная смена настроения, трясущаяся рука с чашечкой кофе, постоянные видения (женщина в белом – призрак утраченного бесценно-дорогого). Отсюда и полная неспособность поверить в очевидное, и отсутствие всякой воли, чтобы предпринять усилия. Ее великовозрастный инфантильный брат – карикатура на вальяжного, отрешенного от бытовой суетности сибарита, живущего иллюзией, что все само собой как-нибудь устроится, прячущегося от страшной реальности за показным оптимизмом. Этот персонаж Александра Домогарова неожиданно напоминает незабвенный образ рыхлого, манерного, неумолимо двигающегося в сторону маразма барина, созданного когда-то Николаем Олимпиевичем Гриценко. Несостоятельный тандем владельцев имения в упор не видит и не слышит свою бывшую собственность – крепостного Лопахина и даже предположить не может в нем могильщика вишневого сада. Персонаж Валерия Кищенко – единственный из сегодняшнего времени: селф-мейд-мен, стряхнувший с себя комплексы посредством головокружительного взлета по вертикали, лишенный светского лоска, но преисполненный действенного, товарищеского участия. Петя Трофимов, которого привычно видеть вечным пубертатом, прыщавым резонером, компенсирующим мужскую несостоятельность манифестированным пуризмом, у Кончаловского, без всякой карикатуры, – прообраз утопического улучшенного человека будущего. Порой кажется, что от его лица говорит о своих идеалах сам Антон Павлович. А самым мудрым персонажем комедии оказывается, как и положено, шут – Шарлотта Ивановна в исполнении Ларисы Кузнецовой. При всем внешнем гротеске (точечно возникающее на сцене видение из немецкого кабаре тридцатых годов) и вынужденных клоунадах она самая неприкаянная, поэтому лучше других видит масштаб надвигающейся катастрофы. Но подсознательно катастрофу предчувствуют все, поэтому в момент продажи имения вслед за еврейским оркестриком отчаянно несутся в хороводе, напоминающем отчего-то похоронную процессию. Пока на переднем плане выясняют, кто же купил лучшую часть их жизни с целью уничтожения, там, за окнами, новоявленные лишенцы вместе с теми, кому в новой жизни место явно найдется, предаются макабрическим пляскам. Когда они съедут в никуда, так и не поправив ни финансовых, ни сердечных дел, вместе с шаржированно одряхлевшим Фирсом (Антон Аносов – из молодого поколения актеров) в доме-склепе упокоится и призрак женщины в белом – прекрасное видение из прошлого дяди Вани, трех сестер и Гаевых-Раневских...

amarillis: В феврале 2016 года состоялась премьера спектакля "Вишневый сад" по пьесе А.П. Чехова. Постановка и сценография – Андрей Кончаловский.

amarillis: «МК» подводит итоги театрального сезона - mk.ru/culture Лучший спектакль (большая сцена) — «Вишневый сад» (Андрей Кончаловский, Театр им. Моссовета). Лучшая женская роль — Юлия Высоцкая (Раневская, «Вишневый сад», Театр им. Моссовета); Лучшая мужская роль второго плана — Александр Домогаров (Гаев, «Вишневый сад», Театр им. Моссовета).

amarillis: Самарский академический театр оперы и балета opera-samara.net 5 февраля 2018, 19:00 ГАСТРОЛИ ТЕАТРА МОССОВЕТА Вишневый сад «Вишневый сад» в постановке Андрея Кончаловского стал заключительной частью чеховского триптиха режиссера на сцене театра имени Моссовета, начатого спектаклями «Дядя Ваня» (2009 г.) и «Три сестры» (2012 г.). Трилогия – авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства разного в частностях, но унитарного в целом. По словам Андрея Кончаловского: «Пьесой „Вишневый сад“ закончилось великое творчество Антона Павловича Чехова. Он писал ее, будучи тяжело больным, и невесело шутил, что, по его докторским расчетам, он задержался на этом свете, по крайней мере, года на три. Зная приближающуюся развязку, он решил попрощаться с жизнью весело, именно поэтому он писал „Вишневый сад“ как комедию». Спектакль удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» в нескольких номинациях: «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая женская роль» (Юлия Высоцкая – Раневская) и «Лучшая мужская роль» (Александр Домогаров – Гаев). Постановщик спектакля Андрей Кончаловский отмечен премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссер». Постановка и сценография - Андрей Кончаловский Художник по костюмам - Тамара Эшба Художник по свету - Сандро Сусси Художник-декоратор - Рушан Исмагилов Музыкальное оформление - Александр Чевский Сценическое движение - Рамуне Ходоркайте Ассистент режиссера - Аделина Мнацаканова В ролях: Юлия Высоцкая Александр Домогаров Виталий Кищенко Галина Боб/Наталия Вдовина Юлия Хлынина Евгений Ратьков Владимир Горюшин Лариса Кузнецова Александр Бобровский Александра Кузенкина Антон Аносов Владислав Боковин и другие

amarillis: Фрагмент статьи Павла Подкладова "Островский. Чехов. Горький. Русская классика на сцене Театра им.Моссовета" о спектакле Вишневый сад": i-podmoskovie.ru/teatralnye-podmostki Глава 2. Наш сад Андрей Кончаловский завершил свою моссоветовскую чеховскую трилогию «Вишневым садом». На смену персонажам «Трех сестер» и «Дяди Вани» почти в ту же самую декорацию «въехали» хозяева и гости поместья Гаевых. И тотчас влезли к тебе в душу, как самые близкие люди, с которыми ты всю жизнь общался. Наверное, отношение к происходящему определяет преамбула: на огромном опущенном сверху экране высвечиваются фотографии писателя и лист бумаги, на котором возникают пронзительные строчки из писем Антона Павловича последних лет, «озвученные» его скрипучим пером. Письма о здоровье, о жизни и смерти, о последней комедии, которую почему-то никто таковой не считает. Такой экран становится неким предуведомлением к каждому акту пьесы. И в этом нет никакой демонстрации. Просто зрителей таким образом посвящают в таинство переписки умирающего великого человека, а на сцене тем временем также просто живут его персонажи. Как будто вняв словам Чехова, сказанным им в наставлении молодому писателю в 1889 году: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Эта режиссерская простота многих удивила, а кого-то и разочаровала. В каком-то отзыве на спектакль прочитал, мол, поставлено крепко, профессионально, но банально без режиссерских открытий и озарений. Дескать, можно приводить на спектакль родственников из провинции и школьников, которые по учебной программе в данный момент «проходят» Чехова. Ибо поставлено - как написано. Между тем, мне кажется, что лучшей похвалы и не сыщешь! Ведь порой от иных сценических интерпретаций чеховских произведений в памяти остаются два-три эпатажных приема, благодаря которым режиссера признают новатором. А Андрей Кончаловский просто попытался рассмотреть «сквозь магический кристалл» ушедшую эпоху, прикоснуться к ней и вместе со зрителями понять чаяния и мечты ее героев. В надежде на то, что их страдания «перейдут в радость для тех, кто будет жить после...» Этот гармоничный спектакль светел и горек одновременно. Он - об уходящей эпохе и «уходящей натуре» - красивых, смешных, чудаковатых, но несчастных людях, которых вытесняет из мира новое резвое поколение лопахиных и татуированных «люмпенов-прохожих». И еще он - о чудовищном разобщении людей, нежелании понять друг друга. Лопахин с каким-то веселым недоумением наблюдает броуново движение и невыносимую легкость бытия лишних людей - раневских-гаевых-пищиков-трофимовых-епиходовых-шарлотт-яш, от которых толку в этом мире - как от козла молока. И понимает, что пытаться уразуметь логику их мыслей и поступков - дело абсолютно безнадежное. Гаев живет в своей башне из слоновой кости, не удосуживаясь хотя бы прислушаться к здравому предложению Лопахина о преобразовании поместья. Раневская не понимает никого вокруг, в том числе, брата, решительно не принимая его всерьез. Не понимает она, увы, даже дочерей. Варя не понимает возвышенной и влюбленной натуры Ани, стремящейся выбраться из заколдованного круга. Не говоря уже о гордом Пете, презирающем и поучающем всех вокруг. Перечень взаимных «непониманий» можно было бы продолжить. Кажется: ничто не может объединять этих людей - ни любовь, ни общие мысли и стремления. И, тем не менее, какая-то незримая нить связывает их воедино. Они цепляются за жизнь, хотя её-то у них нет, и они, говоря словами другого чеховского героя, давно живут миражами. Но, тем не менее, схватившись за руки, несутся, сами не зная куда, в каком-то диком, разнузданном хороводе, напоминающем тризну. Лишь две загадочные фигуры не участвуют в этом горячечном водовороте. Это призрак матери Раневской в белом платье, появляющийся, как тень отца Гамлета, в самых кульминационных моментах спектакля, и полупризрачная фигура Фирса, которого играет утрированно загримированный молодой артист. Скорее всего, эта странная фигура символизирует бренность и преходящую сущность земной жизни. Поразило меня и еще одно открытие. На своем веку пришлось посмотреть немало сценических воплощений великой пьесы, и только на спектакле Кончаловского я вдруг увидел, что «Вишневый сад» - это сонм архетипов российских людей всех времен. Здесь и доживающие свой век аристократы, и мещане, и нарождающийся класс капиталистов, и «шестерки», и люмпены, и вечные революционеры, желающие непременно «ввязаться в бой, а там будет видно», и люди от сохи, и юные чистые натуры, не находящие себе места в этом мире, и даже представители не очень удачливого, но неунывающего племени лицедеев. Словом, российская Вавилонская башня. Безусловно, Чехов имел это в виду, когда писал пьесу. Но в спектакле А. Кончаловского это подчеркнуто особенно ярко и остро - и внешне, и в характерах персонажей. Так что, перефразируя реплику Пети, можно сказать, что этот «Вишневый сад» - вся наша Россия... Играют артисты в спектаклях Андрея Сергеевича, как всегда замечательно. Каждый персонаж ярок и харизматичен, хотя видно, что режиссер мастерской железной рукой приглушает в них слишком яркие эмоциональные проявления. И поэтому команда выглядит как отлично сбалансированный оркестр, звучащий мощно, слаженно и гармонично. Включая знаменитых солистов. Александру Домогарову в роли Гаева, как и в «Трех сёстрах», Кончаловский придумал острохарактерный рисунок. Который, судя по рассказам артиста, поначалу давался ему нелегко, но, в конце концов, он с ним сжился. Смирился с непривычным обликом и странной речью своего любимца и зритель, который сперва недоумевал, но потом, судя по овациям, принял его «на ура». На мой взгляд, прославленный артист сыграл своего неприкаянного любителя леденцов не просто точно и остроумно, но печально и пронзительно. И ты понимал, что вся его фанаберия и краснобайство - это лишь глас одинокой души, вопиющей в пустыне ... Нелепа и смешна Шарлотта Ивановна яркой и гротескной Ларисы Кузнецовой, под маской неунывающего попрыгунчика-арлекина тоже скрывающая свое душевное одиночество и тоску. Которая усугубляется тем, что жизнь ее - как белый лист, не за что зацепиться глазу. Сочувствие вызывают и обе дочери Раневской - Варя и Аня. Первая в исполнении Галины Боб за всю жизнь в имении приемной матери так и не приобрела «господского» образа мыслей и поступков. И в ней явно чувствуется эта раздвоенность: вроде и хозяйка, но, при этом, работница - «в пальто и в платке и на монашку похожа». А в последней сцене с Лопахиным, не решающимся сделать ей предложение, Варя как будто скукоживается или, как улитка, залезает в свой панцирь, откуда ее уже никогда не вытащишь...Как всегда, изумительно хороша Юлия Хлынина в роли Ани, которая становится, пожалуй, самым несчастным персонажем этой печальной истории. В ней - совсем еще девочке - столько искренности, душевной простоты и чистоты, что тебе, знающему финал этой «человеческой комедии», хочется что-то сделать, чтобы хоть как-то оградить ее от свалившихся напастей. Хотя ты понимаешь, что теперь ей суждено метаться между ярославской бабушкой, Петей Трофимовым и парижской жизнью, где она, как и ее мать, в конце концов, сгинет в дыму меблированных комнат в обнимку с каким-нибудь пройдохой-французом. Блистательно играет Лопахина Виталий Кищенко. Такое впечатление, что он как будто родился для этой роли. Впрочем, подобные мысли возникают всегда, когда этот артист появляется на сцене в любой роли. Его Ермолай Алексеевич на редкость прост и открыт. И порядочен. Как уже было сказано, он с живейшим интересом наблюдает со стороны жизнь семейства своих бывших бар. И это зрелище его страшно забавляет. Так, как, наверное, забавляли Миклухо-Маклая папуасы Новой Гвинеи. Но, несмотря на это, он честно хочет им помочь выбраться из бездны. Он вовсе не сдвинут на деньгах, как большинство его коллег по купеческому делу. Хотя встает в пятом часу и работает с утра до вечера. Судя по всему, он относится к деньгам легко: пришли и ушли - новые заработаю! Но когда люди не понимают своей выгоды, тогда уж извините: надо брать поводья в свои руки. Это уже дело купеческой чести: не Дериганову же отдавать этот куш! У этого Лопахина, наверное, действительно, тонкая и нежная душа. Но, тем не менее, не понять ему своим крестьянским умом, что покупать вишневый сад он, наверное, все же не должен был. Или хотя бы не следовало плясать пьяным под музыку сразу после покупки... А что касается Вари, то Лопахин просто шестым чувством понимает, что не сладится у них жизнь. Ты видишь, что он ее жалеет, но переступить через себя не может. Любви-то нет... Как всегда сдержанна, утонченна, хрупка и необыкновенно притягательна Юлия Высоцкая. Её Раневская - это какое-то не очень земное рефлексирующее существо, живущее не мыслями, а ощущениями, сотканное из противоречий, непредсказуемых поступков и эмоциональных всплесков. Её может внезапно зажечь какая-то мысль или воспоминание, которое через минуту испаряется, и она тут же забывает о нем. Несчастная, насквозь больная, она парит, как птичка божия, не зная забот, ни труда, ни цены деньгам. Такое впечатление, что жива она только воспоминаниями о Париже, и душа ее пребывает далеко за пределами этого поместья. И оживает она лишь в последнем акте, когда начинает понимать, что скоро воссоединится с Парижем и любимым. И уже никакого дела ей нет ни до проданного поместья, ни до сада, ни до дочерей. Ни, тем более, до Фирса и призрака в белом платье, которые останутся вдвоем в сумраке заколоченного дома.

amarillis: «Вишнёвый сад». Театр имени Моссовета в Германии Leverkusen Forum Leverkusen 28 ноября 2019 в 19:30 artist-production.de/vishneviy-sad Только один показ в Германии! Непревзойдённая классика — «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова в исполнении звёздной труппы московского Театра имени Моссовета. Режиссёр — Андрей Кончаловский. ЗАКАЗ БИЛЕТОВ:👇🏻 https://artist-production.de/vishneviy-sad/ ☎ 06131-62 72 444 📱+491773449146 (WhatsApp)



полная версия страницы