Форум » О Добре и Зле » Артист и Зритель » Ответить

Артист и Зритель

МК: Я очень давно хотела открыть новую тему и поговорить о взаимоотношениях артиста и зрителя, вообще, в целом. Похоже, назрел этот момент. Тему открываю. А разговор, думаю, начнется сам.

Ответов - 170, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Татьяна: Не слишком люблю «философствования» на подобные «отвлеченные темы», но попытаюсь ответить и я. Думаю, утверждение, что для театра «свой» зритель и благо, и награда, и непременное условие существования, сомнению не подлежит и вряд ли требует дополнительных доказательств – «свой» зритель и кассу сделает, и создаст определенный настрой в зале во время спектакля, да и «ногами голосует» он не хуже зрителя «чужого» (на непонравившийся спектакль он просто-напросто больше не придет) Словом, он – надежный тыл и лакмусовая бумажка… Оценить взаимоотношения «артист – зритель», наверно, не сумею – могу оперировать только собственными ощущениями, которые вполне могут оказаться и не совсем верными… (всем нам свойственно порою и желаемое выдавать за действительное, и принимать за действительное «нечто», созданное собственным настроением или воображением…) Что же остается? Попробовать взглянуть на нас (так называемого «своего» зрителя) глазами стороннего наблюдателя… Да, в любом театре перед спектаклем можно наткнуться на группки здоровающихся между собой, а потом что-то оживленно обсуждающих, что-то предающих друг другу, радостно о чем-то вспоминающих зрительниц… (лица мужского пола в этих «рядах» попадаются нечасто, да и соотношение зрителей и зрительниц в любом театральном зале, как правило, 1:3, а то и 1:4). Достаточно часто мое место в зале оказывалось неподалеку или рядом с подобными «болельщицами». У меня, как зрителя случайного для какого-то конкретного театра (хотя, в моем понимании «случайный зритель» – зритель нетеатральный вообще, совершенно неведомым образом оказавшийся в зрительном зале, для которого все в новинку, все в диковинку, который и непосредственно перед сценой может вести себя так, словно он дома на диване смотрит телевизор…), такое соседство отрицательных эмоций никогда не вызывало – улыбку, мысль о том, что и мы, наверно, вот так забавно смотримся в зале Моссовета, – да, но негатива – никогда! Более того, как человек для конкретной «тусовки» посторонний, но (смею надеяться) зритель все-таки достаточно чуткий и восприимчивый, никогда не ощущала каких-либо проявлений неудовольствия, направленного на моих соседей, со стороны «другого берега»… А «точка»… Не от нас ли самих зависит, в какой цвет она будет окрашена? (ведь, насколько помню, в том давнишнем интервью в разные цвета были окрашены не те, к кому артист относился тем или иным образом, а те, кто принимал или не принимал его самого…)

Ka: Здравствуйте! Господа...ой - милые дамы...девочки...- ДА ВЫ ЧТО??? Согласна с Татьяной полностью (ведь, насколько помню, в том давнишнем интервью в разные цвета были окрашены не те, к кому артист относился тем или иным образом, а те, кто принимали или не принимали его самого…) И действительно "от нас самих зависит, в какой цвет она будет окрашена..." "Красное" - "крайне резкий негатив и неприятие, "биоэнергетически" идущее от некоторых людей", причем - совсем не в связи с творчеством артиста... - я ТАК понимаю... ВЫ ТО ТУТ ПРИ ЧЕМ??? от вас может исходить один позитив по отношению к артистам, ведь так? Девочки, милые...ну что вы...

spring: АЛ пишет: Так что же это такое – «своя публика»? АЛ пишет: Помогает – или мешает постоянный зритель? Разделять бы надо. "Своя публика" в театре и "Свой зритель" у отдельно взятого актера. "Свой зритель" у актера - это благодарный зритель, но только в отношении к артисту. К другим зрителям относящийся несколько небрежно, и порой несколько "свысока". Если поклонниц, особенно, когда они располагаются локально , бывает многовато , то они своим активным соучастием действу , порой, сбивают дыхание спектакля. Это не обвинение, это наблюдение, которое имело место не только в театре Моссовета.


Татьяна: spring пишет: Если поклонниц, особенно, когда они располагаются локально , бывает многовато , то они своим активным соучастием действу , порой, сбивают дыхание спектакля. Стоп, стоп! А вот тут уже речь не о "своих" или "чужих", а об элементарной культуре поведения (подобные "картинки с выставки" можно наблюдать и во время "целевиков" или просто "выходов в свет" больших групп знакомых между собой людей...)

spring: Татьяна пишет: А вот тут уже речь не о "своих" или "чужих", а об элементарной культуре поведения Именно. Люди, которые любят театр Моссовета, по каким то своим причинам, ходят туда сами по себе.На Премьеры и просто время провести. Но поклонницы- это немного другая структурная единица зрительного зала. Часть из них создает " ячейку", и помещение театра превращается в "место встреч по интересам", а это значит, что сам Театр , с другими зрителями и репертуаром, никакого отношения к ним не имеет. Эта часть публики ходит на спектакли любимого актера как "на работу, во вторую смену". От частого посещения, и от сидения на одних и тех же местах, возникает ложное , повторю, ложное чувство "избранности", некоего статуса, которого нет и быть не может у других зрителей. Постоянные зрительницы не виноваты в том, что им хочется ходить смотреть спектакли именно с этим актером. Так складываются обстоятельства существования отношений Таланта и Поклонников. Другое дело, любовь к Таланту не должна мешать другим зрителям получить свою часть "Высокого Искусства". Фотографируют, хихикают "про что то свое" во время действия, елозят приспосабливая "хитрую технику" для записи- мешает это всё нецелевому зрителю.

Татьяна: Если в Вашем представлении "своя" - это именно и только такая публика, то (если бы это было так и никак иначе) такой зритель мешал бы всем без исключения, и поднимать эту тему нам вряд ли вообще пришло в голову... Но подобные "проявления", к счастью, не так уж и часты (если Вы встречаетесь с подобным систематически, считайте, что Вам просто очень сильно "везет"), и не стоит мерить одним аршином людей не вполне адекватных и всех прочих...

spring: Не будем мерить всех одним аршином, зрители бывают очень разными.

Татьяна: И на том спасибо!..

VA: АЛ пишет: произошло похожее «замыкание»… Да

Коломбина: Предлагаю универсальный рецепт народной медицины : сто грамм и огурчик (как в "Ликвидации") . Или, в духе времени - спектакль - и в "Шоколадницу"! ("Лечите подобное подобным!" - еще Воланд советовал. )

Татьяна: Коломбина пишет: "Лечите подобное подобным!" Золотые слова!

Бошик: Зная "любовь" наших гостей к всякого рода измышлениям, я счел нужным убрать пост АЛ целиком и несколько отредактировать пост Коломбины. Посетители форума бывают адекватные и иные. Я очень надеюсь на ваше понимание этого.

Коломбина: К сожалению, все наши размышления на эту тему - это размышления одной стороны. Как бы мы не пытались, наше мнение - это взгляд из зала... Попробовала поискать в сети размышления артистов на эту же тему. Первым попалось интервью трехлетней давности актрисы Чулпан Хаматовой. "Наш зритель не хочет работать – ни головой, ни сердцем..." - Чулпан, сегодня в афише каждого репертуарного театра есть чеховская "Чайка", "Лес" Островского и так далее. Почему классика со сцены театров не сходит, а в кино после "Короля Лира" и "Гамлета" Григория Козинцева, "Войны и мира" Сергея Бондарчука никто даже не пытается еще раз обратиться к этим и другим классическим произведениям? Телесериалы - не в счет. Хотя почему не в счет? Они как раз доказывают то, что если зрителю показать классику... - Плохо, что не пытаются! Шекспир тем и прекрасен, что современен. Его можно снимать сегодня, завтра, послезавтра... Будут меняться акценты, и каждый раз он будет звучать по-новому. Театральных актеров и привлекает мировой репертуар, накопленный драматургическим наследием. Сегодня есть что играть в театре. А в кино - где эти продюсеры и где режиссеры, которые поставят "Антония и Клеопатру"? Кому это нужно? Кто сегодня будет смотреть классику в кино? Все продюсеры заинтересованы вернуть потраченные деньги с проката. И даже те интересные сценарии, которые я сама нахожу и приношу продюсерам, им не нужны. Потому что, увы, можно судить по телевизионным программам, имеющим высокий рейтинг, что происходит с современным уровнем общественного восприятия. Мои дети не смотрят телевизор. Зрителям нужна жвачка, которую пожевал, выплюнул, забыл и пошел дальше заниматься делами. Я много езжу по миру и сравниваю, сама сижу в зрительном зале. В России профессия артиста и кинематограф воспринимаются так: люди пришли, положили ногу на ногу и - "давай, Хаматова, развлеки меня". Они не приходят работать! И это абсолютно неправильно, бесперспективно, такого быть не должно! Зритель, так же, как и артист на сцене, должен работать: головой, сердцем. В этом отношении на сегодняшний день у меня пессимистичные прогнозы. Особенно после того, как довелось сравнить нашу публику с английской. Во время гастролей театра "Современник" в Англии я смотрела "Чайку" из зрительного зала. Там есть сцена, где Треплев сжигает пьесу, и в течение семи минут на сцене больше ничего не происходит. В России тут же звонят мобильные телефоны, начинаются разговоры. Через две минуты сцены уходит ползала сразу, через четыре - весь зал. Я знаю, потому что сама, естественно, слышу зал. Английские зрители сидели молча, вытянув шеи! Очень напряженная была тишина. Английская публика готова была к сотворчеству. ( "Невское время", 7.11.2006 ) Обидно? ДА! Спорно? ДА! Справедливо? ДА! После январских событий многие из нас писали о том, что когда мы приходим в зрительный зал, наши индивидуальные черты стираются. Мы перестаем быть Петями, Машами, Ирами и т.п. Мы становимся публикой, и меряют нас одной линейкой. Вот и подтверждение тому! Это можно отнести и к нашей последней битве за сохранение художественной целостности и ценности спектакля "Мой бедный Марат...".

spring: Коломбина пишет: Как бы мы не пытались, наше мнение - это взгляд из зала... Попробовала поискать в сети размышления артистов на эту же тему. Евгения Симонова, в давнем интервью, говорила :" Главное - чтоб Зритель пришел." (В те времена мобильников еще не было! )

Коломбина: Размышление второе: Геннадий Хазанов. «Зрители - это каннибалы» - Вас это огорчает? - Конечно! Отсутствие взаимопонимания в зале - это прокол артиста. Утешает одно - в этой беде я не одинок. Помню, примерно год тому назад после премьеры «Старосветских помещиков» мне позвонила Лия Ахеджакова и буквально зарыдала: «Нас так обложили - просто жить не хочется!» - Вы позлорадствовали? - Ничего подобного! Я просто понял, что быть мишенью - крест артиста. Каждый раз, выходя на сцену, я боюсь, потому что выход на сцену для меня - это вхождение в клетку с разъяренными тиграми. Только теперь я осознал, кто такие зрители. Зрители - это каннибалы, которые питаются нашей кровью. И не успокаиваются до тех пор, пока не раздирают нас по косточкам. (Петербургский телезритель, 2-8 июля 2001) Жестко? Да! Спорно? ДА! Справедливо? ДА! Но, откройте живой журнал, наберите ЛЮБУЮ фамилию известного артиста, почитайте! Во многих случаях, костей просто не остается!!! И такое ощущение, что этот конкретный артист нанес какое-то личное оскорбление половине жителей планеты. А если начинают писать о спектакле или фильме, диву даешься: можно не только артиста не узнать за этими рассуждениями, но и то о чем пишут!

VA: Коломбина пишет: Хаматова: "Наш зритель не хочет работать – ни головой, ни сердцем". Зрителям нужна жвачка, которую пожевал, выплюнул, забыл и пошел дальше заниматься делами. Как же я не люблю, когда обобщают... И определяют за самого зрителя... Но что поделать. Мы действительно в зале - не Иры, не Пети, не Маши... "Жестко? Да! Спорно? ДА! Справедливо? ДА!" Вопрос к Коломбине - в таком случае надо ли вообще писать о неудавшемся спектакле, говорить, что не получилось? Может, действовать по принципу: "Или хорошо, или ничего"?

Коломбина: VA пишет: надо ли вообще писать о неудавшемся спектакле, говорить, что не получилось Думаю, что писать надо...Вопрос в том, в какую форму мы облекаем наши мысли...Если МНЕ СЕГОДНЯ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, это не значит, что такое мнение еще у 776 или 1000 человек. Не сложилось конкретно для МЕНЯ. Мнение не должно быть сродни оскорблению человеческого и профессионального достоинства артиста или режиссера... Мы все приходим в театр со своими настроениями, своими багажом жизненного опыта, каждый со своей ПРАВДОЙ, ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и своими представлениями о ЛЮБВИ... Но это ИМХО. И очень часто, в пылу наших жарких дискуссий , мы забываем, что нас читают такие же зрители , как и мы. И не всегда наши мысли и чаяния понятны: кого-то они веселят, кого-то раздражают, кого-то обижают... Можно увидеть в сети фразы , вырванные из контекста, на которых строятся различные обвинения в столичном снобизме, ханжестве и т.п. Мы должны помнить об одном: по нам судят об АРТИСТЕ!

АЛ: Коломбина пишет: Мы должны помнить об одном: по нам судят об АРТИСТЕ! Коломбина, спасибо за оказанное доверие! Но... я как-то привыкла говорить сама за себя, а не "от имени и по поручению"... тем более что мне никто и не поручал! А появляющиеся "в сети фразы, вырванные из контекста, на которых строятся различные обвинения в столичном снобизме, ханжестве" - проблема людей, реализующих таким образом свои комплексы. А тут... придавила ответственность... можно сказать, задавила!

Коломбина: АЛ пишет: А тут... придавила ответственность... можно сказать, задавила! Лен, вот, когда мы будем собираться в Skype, в блоге, в "аське" или просто за чашечкой кофе, где не будет написано Александр Домогаров - ЭТО будет от имени и по-поручению себя. Но рядовой среднестатистический пользователь набирает в поисковике "Домогаров" , получает списочек ссылок и для него совершенно неважно есть или нет в названии форума пресловутая приставка "не" в слове официальный. Он читает, что пишут, о чем пишут, как пишут... Ответственность накладывается автоматически, хотим мы этого или не хотим. Важно осознавать это....

АЛ: Коломбина пишет: Важно осознавать это.... Света - я осознала и прониклась! И пошла - в Skype, в блог, в "аську" - с чашечкой кофе!

Татьяна: АЛ пишет: Коломбина пишет: цитата: Важно осознавать это.... Света - я осознала и прониклась! Эк вы завернули, однако... Поневоле призадумаешься...

нара: Можно и я «влезу», с воскресенья все хочется высказаться, да со временем никак. Мы, действительно, все разные ЗРИТЕЛИ, и действительно часто приходим в театр со своим настроением, со своими печалями и со своими вопросами. А потом уходим с ВЕРОЙ, и очень хотим вернуться. И как часто хочется, чтобы спектакль не заканчивался, не кончалась эта сказка, это кружево ТВОРЧЕСТВА, ТАЛАНТА, ЛЮБВИ, НАДЕЖДЫ, которые три часа плетут для нас АКТЕРЫ. Я часто думаю, как им там, по ту сторону рампы. Что они чувствуют, выходя в тысячный зал, где такие разные зрители. И часто думаю: что мы, зрители, значим для них, АКТЕРОВ? Потом после спектакля, например, после «Марата» 22.04.2009 понимаю, что мы для них ВСЕ. Потому что ради нас они не жалеют себя ни капельки, рвут себе нервы, и нам, зрителям, отдают всю свою душу. И у меня, обычного зрителя, да, наверное, не только у меня, возникает чувство огромного уважения, благодарности за такое отношение к нам, зрителям. И в душе после спектакля долго-долго звучат маленькие колокольчики… И мне так обидно, так горько, и так каждый раз бьет по нервам каждый звонок мобильного, который звенит так пронзительно в тишине зрительного зала, и всегда тихо шепчу: «Ну, пожалуйста, не надо, ну, будьте людьми». И потом представляю, что думают актеры о вот таких зрителях, и когда «проживают» на сцене жизнь своих героев вопреки всему. Потом я поняла, что ведь в жизни действует принцип бумеранга, и где-нибудь, вне зрительного зала, в своей обычной жизни, на работе вот такой зритель обязательно столкнется с хамством, и ему тоже, может быть, станет больно… Что касается нас, постоянных зрителей, это хорошо, что мы ЕСТЬ. Да, мы максималисты, да, с нами и легко и тяжело одновременно, всегда хочется, чтобы спектакль был идеальным, да мы расстраиваемся, когда что-то не получается, но МЫ ЕСТЬ, и наверное, АКТЕРАМ хорошо на душе, зная, что есть в зале люди «одной с тобой крови». Но это, конечно, налагает определенные обязательства, и в зале, и здесь, на форуме. Мы об этом знаем, и помним…. Да, но это не должно не позволять нам выражать свое СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, согласна с Коломбиной, что мнение должно быть выражено тактично. Это ни в коей мере не касается Александра, я свое мнение жестко могу выразить только по отношению к актеру, который равнодушен на сцене, который просто хочет отработать спектакль, тихо и незаметно, или который думает только о себе «любимом», или который без меры кривляется или тянет «одеяло» на себя. Список вслух приводить не буду. Вот тогда я могу выразиться жестко, но считаю, что имею право. Потому что АКТЕРУ нельзя простить только одного – когда выходят на сцену с холодным и равнодушным сердцем. Естественно, это мое мнение. Что касается части постоянных зрителей, которые порой считают, что они «избранные», им МОЖНО ВСЕ, то я считаю это просто проявление плебейства и неадекватности. Просто повторю только то, что писала после январских событий: «Господа, НЕЛЬЗЯ НИКОМУ». АЛ пишет: я осознала и прониклась! И пошла - в Skype, в блог, в "аську" - с чашечкой кофе! АЛ, не надо туда, лучше здесь, и я от чашечки кофе не откажусь никогда.

Коломбина: Возвращаясь к разговору о постоянной публике или "своем" зрителе. Юрий Любимов: Как у футбольной команды есть фанаты, так и у театра есть постоянные зрители. Именно они поддерживают театр, и эта поддержка помогает ему жить, сохранять и повышать мастерство.

Татьяна: Коломбина пишет: Юрий Любимов: ...... Вот эта точка зрения мне более всего по сердцу, пожалуй...

нара: Татьяна пишет: Вот эта точка зрения мне более всего по сердцу, пожалуй... И мне тоже близка.

Алла: И я тоже не могу не согласиться с этой цитатой.

АЛ: Как бы мне хотелось согласиться с этим утверждением! Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина…» и Коломбина, скорее всего, просто «вытащила» понравившуюся ей цитату из контекста. Думаю, что под «постоянными зрителями» Юрий Петрович Любимов подразумевал «друзей театра», впоследствии оставивших свои автографы на белой стене его кабинета: А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Ф.Абрамова, Б.Можаева… Да и слово «фанат» в наше время стало скорее нарицательным. Это не просто болельщик… Это фанаты: группа молодых людей, размахивающих шарфами (в другой руке непременная банка/бутылка пива) и громко скандирующих речевки (подбадривая своих и оскорбляя соперников). В метро, например, такая группа всегда проходит через «зеленый коридор» - остальные пассажиры просто шарахаются в сторону. А как быть с буйными фанатами, которые разбивают плафоны в метро, громят и жгут машины, срывают матч от избытка чувств? Возможно, таких немного, но тон задают именно они. Это они «заводят» толпу, подстрекая ее на определенные действия… Поэтому вопрос тот же: нужен ли театру «свой» зритель? Он ведь тоже бывает разным…

Коломбина: АЛ пишет: Коломбина, скорее всего, просто «вытащила» понравившуюся ей цитату из контекста. Нет, Ал, ничего я не вытаскивала из контекста. Я процитировала только то, что сказал Юрий Петрович зрителям и о зрителях. АЛ пишет: А как быть с буйными фанатами, которые разбивают плафоны в метро, громят и жгут машины, срывают матч от избытка чувств? Знаешь, это страшно!!! В период мегапопулярности артистов , снявшихся в сериале «Улицы разбитых фонарей», после окончания концерта ехали в одной машине. Мы проехать не могли: не спасали ни машины сопровождения, ни оцепление. Представь себе на минуточку, сидишь в машине, а ее просто раскачивает толпа!!! ! Думали , живыми не выедем ! А до машины еще через живой коридор надо было пройти...

нара: Ой, как я ненавижу слово и определение "фанаты", и действительно бывает страшно. И пугает страшная неадекватность... АЛ, может я и фантазирую, но мне кажется, что "свой" зритель АКТЕРУ и нужен, и важен. Просто я так чувствую.

нара: "Молодежь Эстонии" Вот, мистика, только что наткнулась: " - Играя на сцене, вы ощущаете обожание зала, или оно для вас не имеет никакого значения? - Зал разный бывает, очень разный. Про гастроли говорить не буду, это совсем другое, но московская публика, она такая циничная, избалованная, равно, как и питерская, впрочем, питерская еще хуже: а ну-ка, вы, центровые, давайте… А мы приехали искусство показывать, привезли «Сирано», и был первый акт, а он самый тяжелый, почти час сорок стихотворного текста - ну, мертвые сидят! Вата! И ты - в эту вату! И нас на сцене один, два, три, а энергетика зала - 1100! Ты к ним - один, а они тебе - 1100 того, что мы, мол, не понимаем! И набираешь обороты - поехали, поехали, паровоз пошел, пошел - и они начали, начали дышать, дышать, дышать! А вот теперь вам уже поздно сопротивляться - и дожимаешь. Так что самый разный зритель бывает. И это неправильное мнение, что, мол, любят - и все, какое счастье. Как бы они ни любили… У любви ведь тоже разные проявления. Тяжело доказывать мертвым людям, кто ты есть на самом деле. Одно дело - в ящике-телевизоре. А если ты живой?" И потому здорово и важно, и необходимо, когда в зале "свой" зритель. Мы тоже живые.



полная версия страницы