Форум » Работы в кино, на телевидении » Царь (продолжение) » Ответить

Царь (продолжение)

VA: Басманов - Александр Домогаров

Ответов - 9

иван: Я тоже посмотрел "Царя" в праздники, на диске. Фильм сильный, хорошо продуман в композиционном плане. Прекрасная игра актеров: Янковский, Мамонов, Домогаров и др. Особенно меня поразил образ Малюты Скуратова(Юрий Кузнецов).Для меня он раньше ассоциировался с ролью "Мухомора" из "Улиц разбитых фонарей". А здесь палач в камере пыток. Страшно. Правая рука Ивана Грозного. Опора его власти. Но на мой взгляд есть некий отрицательный момент. Уж очень реалистично показаны пытки, убийства(сцена с медведем), много крови. Не знаю, может в современном кинематографе это стало нормой("Тарас Бульба"), или просто задачей режиссера было показать зверства Ивана Грозного (опричнина). Алексей Басманов. Хоть эта роль и не главная в фильме, но и не эпизодическая. Все таки Александру Домогарову отрицательные персонажи ближе (ИМХО). Очень яркий сильный образ. Особенно замомнилась сцена казни воеводы Филиппа. Когда Басманов переламывает ему хребет по знаку Царя. Это не человек, это палач.

VA: иван пишет: Уж очень реалистично показаны пытки, убийства(сцена с медведем), много крови. Иван, а я думаю, что режиссером показана малая толика ТОЙ жестокой правды. Насчет, ПАЛАЧА все верно, на мой взгляд. Палач Царя.

triona: Вот и я посмотрела фильм "Царь" Павла Лунгина... (и снова по Белорусь ТВ). Только жаль, что на ночь глядя. Не могла долго уснуть потом. Что сказать? Без сомнения, такие фильмы нужны. Хотя это далеко не развлекательное зрелище. Даже для любителей холодненького. Слава богу, что знакома с историей не только по комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Иначе б образ царя меня бы ну ооочень шокировал. Но все равно шок у меня случился во время просмотра фильма. До сих пор отойти не могу. Фильм сильный. По нервам и эмоциям стучит как молот. И трудно собраться с мыслями, чтобы правильно их изложить. Прежде всего для себя. Но я попробую. Но все нижеизложенное - мое ИМХО. Каждый видит для себя в фильме свое. Жил-был Царь на Руси. И был у него народ. Плохой ли, хороший - какой достался. И молится Царь, нет, не за народ свой, ибо говорит: "Людям не верю", а за себя любимого. Ведь он Царь, а "всякая власть от бога" и "кто власти противится тот богу противится, а кто богу противится - тот отступник." Такие вот оношения сложились у него со своим народом. Да и Богу он тоже уже не доверяет, вопрошая все время знамения для себя... Всегда и во всем Царь хочет видеть знак, что Бог благоволит к нему, слышит его и даже внемлет ему. И мало по малу появилось в нем желание приравняться к Богу - суд вершить. И вершит. Судит всех и направо и налево. Греха не боясь. Зная злой нрав своего Царя народ его, толпой за ним на коленях ползет. А попробуй не поползи... Уже это вызывает ужас. Выбора нет. Ну, а так как войны за территорию и власть велись все время, то и следующий постулат у Царя созрел: "Царю нет веры и на войне победы нет". И как он эту веру царю добивается? Опричнина. А есть опричнина, то и опальные бояре появились... Чтобы доказать свою преданность и нужность Царю, совершаются псами государевыми казни и пытки. И казнят они и милуют от имени Царя. Но нет им прощения. "Ад в мир" несут они, вместе со своим государем. Наверное, Царь еще понимает, как человек, что грешит, сея смерть. Поэтому и митрополит ему нужен, как божий защитник. И вот встреча на мосту Царя с другом детства Филиппом. В этом Царь опять таки видит знак, о котором Бога просил. (Значит послушал таки его Господь! На равных они!) А раз так - быть Филиппу митрополитом московским... Вот и появился тот, кто ему, Царю, будет грехи его тяжкие прощать... А для чего еще нужет служитель божий и... друг? Филипп человек ученый и мудрый. 15 лет в скиту провел. Не только молился, но и науки изучал. Мельницы создает в темной Руси по чертежам Леонардо да Винчи ("лучше мельницы строить, чем виселицы"). Но не переоценил ли он свои силы, согласившись на патриаршество? И племяш Филиппа, воевода Колычев, при встрече говорит: "На войне все просто понять - там враг. А вот в Москве..." Но Филипп живет по принципу: "Без любви вера наша тщетна." Что и хочет донести до Царя. Нет, не переоценил он свои силы. Так как их ему Господь дает в вере его. Есть надежда у него, что научит Царя прощать... И хотя Грозный говорит Филиппу: "Обещай и впредь царю в лицо правду говорить", то не факт, что эта самая правда царю нужна. Филипп это понимает, но принимает Жезл Пасторства и свою паству, которую по-христиански любит. Но все равно не в его силах защитить ее от царя и склонить его на прощение и милость. Потому что у Царя уже появилось желание встать на место Бога. Это видит даже блаженный дурачок, который постоянно подначивает царя, искушая того. На что Филипп говорит царю (правду говорит же) - не слушай ты его, он во искушение тебя вводит... Но царь попросту не желает слышать митрополита. Но Филипп все равно говорит Царю, надеясь быть услышанным: "Христос с нами - кого мы боимся?" Надеясь успокоить больную фантазию государя. Спасти от греха. И уповает, что разум вернется к государю. "Прощайте и вам прощенье будет." А как же опричники? Филипп изначально угроза для них. Ведь он убежден, что нужно "миловать - господь накажет..." Вот и все. Враг появился для них. И не война, но кто победит в борьбе за место возле Царя и возможность решать казнить либо миловать? Сильный кусок фильма - бой, победа, но вдруг город сдан. Кто виноват? Все. Всех наказать. "Никого не пощажу - город сдан - даже мертвые виноваты." И коней на куски порубить. Ну кони то при чем? Это ж каким надо быть человеком, чтобы не просто желать всем смерти, но и воплощать это в жизнь - методично, целенаправленно. И некому остановить... Какая каша в голове? Не могу это даже представить. Никак. Ну разве что он просто маньяк был. Попросту - сумашедший у которого была неограниченная власть. Филипп видит это сумашествие и говорит, пытаясь остановить Царя: "Если требуется еще кровь - возьми мою жизнь." Но нет ничего святого у Царя уже. Чашу терпения Филиппа переполняет нелепая смерть девчушки, когда Царь развлекается со своей супружницей, натравливая медведя на опальных воевод. Наступает ясность того, что уже ничего не исправить... Филипп подбирает иконку, в которую так верила девочка и уходит, оплакивая блаженное дитя... Уходит от Царя. Далее идет часть "Гнев царя". - Ты что государя не узнаешь? Филипп: - И в одежде и в делах его не могу узнгать государя... Ведь как друг говорит. Без страха говорит. А в опалу попасть так просто... А на приказ замолчать, отвечает: "Если я замолчу - камни этого храма возопят". Царю перечить? Вот она - измена! Как говорит Басманов: "На то она и измена когда свои предают." Еще одну жертву словили - да какую! Для меня самый страшный момент фильма - пытка и казнь племянника Филиппа. С самого начала пытки у меня из глаз слезы брызнули и комок в горле стал... Но канал не переключила (не нравятся мне такие сцены, как говорится, не для слабонервных), смотрела дальше. О,х Басманов и измывается над бедолагой и Филиппом - смотри, дескать, святоша, а вот если я так его, а так? а еще вот так, и даже так - нет, не признается? Так хочеться ему через муки и страдания пытаемого услышать, как один родной человек преступает черту, очерняя другого... Глаза Филиппа в этот момент - так выразительны - и больно ему так же, как и племяшку, и пошел бы он на его место, если б мог, и принял бы его боль на себя... И говорят они глазами друг с другом в самые страшные и мучительные последние минуты... И верят они друг другу до последней смертной минуты... И помогает вера Филиппа родному племяннику смерть лютую принять. А шоу на глазах у всех продолжается. Развлекались так люди. Басманов лихо так - нет? никак? Ну раз никак - голову с плеч... хрясь.. и на тебе родственничка... любуйся. Филип целует отрубленную голову воеводы со словами: "Целую уста, которые не солгали..." , благославляя таким образом только что казненного родного человека и отпуская ему этим все его земные грехи... Ревела как белуга. Вот пишу об этом, вспоминаю и снова слезы на глазах... Ох, опричника Басманова возненавидела люто. Нет ему оправдания. И даже то, что он пес государев. Типа - работа такая... Типа - чист. Кошмар, жуть и ужас такого Басманова на пути встретить. А ведь природа человека не меняется. И сейчас такие государевы и не очень встречаются. Холодные, расчетливые и беспощадные. И послал Царь дружка своего Филиппа в монастырь, в оковы, до скончания века. Вот и "всегда говори правду Царю"... Интересное название последней части картины: "Веселье царя". Понимая, что стал опальным, Филипп старается спасти от этой опалы хотя бы своих братьев во Христе. "Иди и зри" - говорит он одному из них. Ведь если они с ним остануться, то им "принять терновый венец придется... кому венец не по челу - идите с миром..." А для всех остальных: "...пусть исполнится воля божия." Братья приняли на себя терновый венец - решили принять смерть свою рядом с Филиппом, своим учителем и святым. Далее идет сцена, когда горит церковь. Вот тебе, Царь еще одно знамение - крест с церкви падает - это Бог отвернулся от Царя, богоотсупника и от его опричников. Сильный и страшный момент. Сидит Иван Васильевич и вопрошает - Где мой народ? А вопрос-то риторический... Веселье такое... Ну вот. Фильм посмотрела. Исторический. Всего лишь махонький отрезочек времени из огромной истории государства Российского. Каждому дает возможность этот фильм и подумать и задуматься. Спасибо всем, кто причатен е его созданию. Особенно Павлу Лунгину. Ну и конечно Олегу Янковскому (к огромейшему сожалению, что уже посмерно). Он был и остается моим самым любимым артистом.


triona: Вот отошла все-таки... :) Разделила "мух" и "компот" :) И в дополнение к своим словам в предыдущем посте о роли Лешки Басманова решила, что надо добавить существенный комментарий. О своем все-таки любимом артисте. Ну нет - нашем, конечно. Роль попалась ему нелегкая. Легких и не было. Но с каким мастерством он незаметно ворвался в подсознание, грохнув мозги с ТАКОЙ силой! Не все работы еще посмотрела его. Но, слава богу, до "Царя" я посмотрела "Бедного Марата" в записи. Поэтому полученный шок по-сте-пен-но сошел на нет :) У меня на компе он так хитро смотрит в солдатской шапке со звездой во лбу (что из с. МУР), типа "Ну, как?" Так, что жду его новых ролей (приготовив (не)много корвалола :) Удачи!!!

Олла: Свежий отзыв о фильме "Царь" на блогах, отсюда, интересный. После просмотра могу сказать следующее. Если не любите исторические фильмы — может и не стоит терять время. Но если наоборот — надо смотреть обязательно. Потому что это лучшее из наших исторических фильмов за последние лет десять, на мой взгляд. 1. Сюжет. Понятный, органичный, заставляющий думать и сопереживать. Такие фильмы нужно смотреть, и не просто чтобы посмотреть и забыть, а чтобы думать. И, немаловажно, фильм законченный! Концовка на очень высоком уровне. 2. Игра актеров. Удивительно. Я почти в каждом кино привязываюсь именно к этому, считая актеров слабым местом наших новых фильмов. Но здесь.. Даже придраться не к кому. Янковский и Мамонов — поразительно! Живое и настоящее противостояние небесного и земного. О них даже сложно много говорить, нужно смотреть.. Домогаров, некогда самый красивый русский актер — если смотреть на него издалека, то все так же прекрасен. И стать сохранилась, и манеры.. Но только издалека, годы таки берут свое.. Роль у него холодная, жесткая.. Охлобыстин удивил. Он вроде бы сам то ли просто очень верующий, то ли священник. И сыграть такую тварь, да так четко! Даже Макаров и Хаапасало — уж от кого не ожидала, и те неплохо сыграли! 3. Психологизм/жестокость. Первое на все сто, второго тоже много, но лишнее.. Страшная и живая сцена сожжения часовни в конце — вот гениальный психологизм. И спецэффектов никаких не надо. А сцена с медведем — заставляет чуть ли не отворачиваться. Жестоко слишком. Фильм тяжелый, не для широкой аудитории, исключительно на любителя. Очень качественный и сильный.

Ka: Олла, спасибо за отзыв, интересно! Насчет качественный и сильный - полностью согласна с автором! Насчет Охлобыстина - так он же действительно священник (поправьте меня, если я не права, но по-моему - все верно, священник) Насчет жестокости некоторых сцен... ИМХО, но для данного фильма и ДАННОЙ проблемы-эпохи - там все ОЧЕНЬ в рамках. Режиссер вообще-то очень даже бережно отнесся к психике зрителя и акцент сделан на ПСИХОЛОГИЗМ взаимоотношений власть-Личность-судьба Родины. Лунгин не переборщил с "медведями". Акцент там на психологические моменты и ИМЕННО ИЗ-ЗА НИХ - лично мне было - крайне тяжело смотреть фильм. Из-за смысла и драматизма ситуации (а не "сцен"), беспросветность ситуации, вот в чем трагедь... Хотя Лунгин - оптимист (как я поняла ))) ) Он такой... ВЕРЯЩИЙ в свой народ и Родину человек. Оптимист. Конец там такой (ИМХО опять же) - оптимистичный.

Tory: Ka пишет: Насчет Охлобыстина - так он же действительно священник (поправьте меня, если я не права, но по-моему - все верно, священник До недавнего времени - был священником. После выхода фильма "Царь" - перестал им быть по собственной инициативе. Теперь он снова актёр и в каком-то роде "шоумен", снимается в сериалах и рекламе, выступает на концертах. По слухам - собирается податься в политику (ЭТО, на мой взгляд - ни в какие ворота ). Хотя, как актёр он действительно очень талантлив.

Татьяна: Из фотоархива актера Мухтара Гусенгаджиева

Коломбина: Петр Мамонов о фильме "Царь". В 140 знаках о главном!



полная версия страницы