Форум » Работы в кино, на телевидении » Царь » Ответить

Царь

VA: Басманов - Александр Домогаров

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 All

Татьяна: А вот немного другая информация: Режиссер Павел Лунгин начал съемки фильма в Суздале В Суздале 23 февраля съемочная труппа художественной ленты с рабочим названием "Иван Грозный и митрополит Филипп" (режиссер Павел Лунгин) приступила к работе. Первые кадры оператор картины американец Том Стерн (оператор Клинта Иствуда) сделал на берегу Каменки, где под стенами женского Покровского монастыря были созданы многочисленные декорации. Как сообщила второй режиссер фильма Наталья Лященко вся картина будет снята в Суздале примерно за четыре месяца. Фильм многонаселен актерами, в нем около четырех десятков больших и малых ролей. Главные роли исполняют известные актеры: митрополита Филиппа – Олег Янковский, Ивана Грозного – Петр Мамонтов, Малюту Скуратова – Юрий Кузнецов, шута, попа-растригу Вассиона – Иван Охлобыстин, Алексея Басманова старшего – Александр Домогаров. В массовых сценах примут участие более ста суздальцев. Они имеют фактурные лица, которые очень хороши для этой картины. После монтажа, озвучания и прочих технических моментов (которые могут занять до полугода) фильм выйдет на экраны кинотеатров и будет распространятся на DVD.

VA: Предлагаю изучить всех сподвижников и противников Ивана Грозного и спокойно ожидать выхода фильма на экран. А изменение ролей артиста говорит об очень серьезном подходе режиссера к будущему фильму. Мне понятно стремление режиссера подобрать наиболее лучший состав. И каждому актеру - имено ту роль которая будет ЕГО.

Яна: VA пишет: А изменение ролей артиста говорит об очень серьезном подходе режиссера к будущему фильму. Или о "внимательности" журналистов.


VA: На 8 часов утра 07 марта 2008 года - информация с сайта студии Павла Лунгина: ИВАН ГРОЗНЫЙ И МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Фильм повествует об одном из самых драматических эпизодов царствования первого русского царя Ивана IV Два года из жизни грозного царя, его взаимоотношения с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым) и борьба с инакомыслием составят сюжетную канву картины. Актерский состав: Иван Грозный Петр Мамонов митрополит Филипп Олег Янковский Мария Темрюковна Рамиля Искандер Маша Анастасия Донцова Алексей Басманов Александр Домогаров Федька Басманов Александр Ильин Генрих Штаден Вилле Хаапсало Кай-Булат Алексей Франдетти Вассиан Иван Охлобыстин Малюта Скуратов Юрий Кузнецов воевода Колычев Алексей Макаров Съемочная группа: Автор сценария Алексей Иванов Режиссер-постановщик Павел Лунгин Оператор-постановщик Том Стерн Художник-постановщик Сергей Иванов Художники по костюмам Наталья Дзюбенко, Екатерина Дыминская Художники по гриму Валерия Никулина, Ирина Ульянова Постановщик трюков Алексей Силкин Режиссер монтажа Альбина Антипенко Директор Вадим Корюзлов Продюсеры Павел Лунгин, Ольга Васильева

Татьяна: VA пишет: Алексей Басманов - Александр Домогаров А вот и он сам как иллюстрация к репортажу о съемках фильма в "КП" во Владимире: Под Суздалем балуют опричники! Павел Лунгин продолжает съемки исторического фильма об Иване Грозном Элина КАЧКАЕВА, Алексей СУХОВ — 07.03.2008, Фото - УТКИН Съемки в Суздале исторического фильма Павла Лунгина "Иван Грозный и митрополит Филипп" идут полным ходом. В город уже приехал Олег Янковский (он играет митрополита Филиппа),Петр Мамонов (он игрет Ивана Грозного), Александр Домогаров и Вилле Хаапасало (да, тот самый - из "Особенностей национальной охоты"). Александр Домогаров походил на казака В среду съемочная группа выехала в поля около деревни Лопатницы. Снимали сцену, в которой опричники (их играли в том числе Домогаров и Хаапсало) встречали обоз из Новгорода. Погода выдалась нелетная - буран, снег валит, холодно. Сильный ветер чуть не сдул кабинку, где сидел режиссер. Но Павла Лунгина и оператора - постановщика Томаса Стерна это нисколько не смущало. Они как дети радовались, что картинка получится потрясающая. Актеры, закутанные в тяжелые овчинные тулупы, тоже особо не мерзли. - Стоп! Ребята, ну цокайте языком, вы же обоз тормознули, радуйтесь, что сейчас поживитесь, - командовал режиссер. - Так, что везем? - начал по роли Домогаров - Рыбу мороженную, - без энтузиазма отвечают крестьяне. -Знаю я вашу рыбу - Домогаров слезает с лошади и идет к обозу. Стоп! Саша Домогаров любит "косить" под кубанского казака, - говорит Лунгин обращаясь к гримерам, - шапку ему поправьте, что бы не набекрень была. Поправили. Сцену снимали в несколько дублей. Когда все закончилось Домогаров даже не поверил -Что, все? Кирдык? Закончили? - весело переспросил актер, слез с лошади и вместе с Вилли (который тоже, кстати, несмотря на мороз все время улыбался и вообще был в отличном настроении) ушел в гримерку. Кстати, лошади в фильме - суздальские. По словам суздальцев, которые снимаются в массовке, животные ведут себя хорошо, все приказы режиссера выполняют - В массовке участвует около 100 человек, - рассказали в съемочной группе, - в возрасте от 7 до 90 лет. Оператор самого Клинта Иствуда снимает фильм! Оператор фильма - Томас Стерн известный тем, что давно работает с Клинтом Иствудом. Именно он снимал нашумевший фильм "Малышка на миллион долларов", который получил четыре премии "Оскар", (за лучшую режиссерскую работу, лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана. По-русски Томас Стерн не разговаривает, поэтому с Лунгиным он общался через переводчика. Тем не менее, режиссер и оператор отлично понимали друг друга и при просмотре отснятого материала в оценках были единодушны. Фильм снимается по книге пермского писателя Алексея Иванова. Сценарий написан им в соавторстве с Павлом Лунгиным. Сюжет рассказывает о взаимоотношениях царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа в годы Опричнины. - Личность Ивана Грозного интересна, - сказал Павел Лунгин. - Не поняв его, сложно вообще понять суть и причины сложившихся между государством и народом взаимоотношений. Вообще фильм не на злобу дня. Еще "Остров" показал, что люди ищут ответов не на сиюминутные, а на общие и вневременные вопросы. На праздники в работе съемочной группы объявлен перерыв. А потом - снова за работу.

Алла: Немного Богуна напоминает

Яна: Алла пишет: Немного Богуна напоминает Так и характеры несколько схожи у образов.

Татьяна: Пока по "нашей" теме материалов не много, предлагаю интервью Павла Лунгина с рассказом о будущем фильме в сегодняшнем номере "МК"(выпуск "Московия"): Хозяин “Острова” взялся за Ивана Грозного Павел Лунгин: “Есть в Пете Мамонове какое-то особое состояние юродства, раздвоения” Почти двадцать лет назад кинорежиссер Павел Лунгин открыл в культовом рок-музыканте Петре Мамонове актера тонкой психологической складки. И появился фильм “Такси-блюз”, увенчанный призом за режиссуру в Каннах. Когда их вторая совместная работа — “Остров” — собрала букет “Золотых орлов” и “Ник”, Павел Лунгин признался: “Если бы не Петя, этого фильма не было бы”. Скажем больше: не возникла бы идея картины об Иване Грозном. Накануне съемок фильма “Иван Грозный и митрополит Филипп” Павел Лунгин дал интервью “МК”. — Павел Семенович, ведь в этих стенах создавались сценарии великих картин. Вы помните, как это было? — Они создавались как раз тут, где мы сейчас сидим (за столом в эркере гостиной. — В.Г.). В том конце комнаты была штора. Я, проходя мимо, в нее всовывался. Иногда меня впускали, иногда выгоняли. Хорошо помню, каким молодым и красивым был тогда режиссер Элем Климов. Потом, став взрослым, я с ним дружил. Его картину “Добро пожаловать…” то закрывали, то вроде бы опять разрешали снимать. Но, несмотря ни на что, работали они необыкновенно легко — талантливо, весело, с хохотом. И с Отаром Иоселиани была дружба: когда он приезжал из Тбилиси, часто жил у нас или у Нусинова. Потрясающая атмосфера людей, наслаждавшихся жизнью, любящих друг друга. Тогда было несколько иное отношение к жизни, к работе. Люди не “дела делали”, как сейчас. Они объединялись — по взгляду на мир, по симпатии. Из этой дружеской, талантливой жизни рождались фильмы. Не то что собрались: “Давай забацаем кино…” — На вашей студии завершается работа над фильмом “Розыгрыш” — продолжением картины Владимира Меньшова. Вы как продюсер затеяли ее в память об отце, который написал к ней сценарий? — Конечно, и в память об отце. Это был очень успешный фильм. И он все-таки ставил вопрос о добре и зле. Меня удивляет, что современные молодежные фильмы — вне нравственности. В сплошной такой расслабухе. Мне кажется, эту линию советского кино надо продолжать. Надо говорить на языке современных детей, но о том, что сейчас не артикулировано, — о добре и зле. Теперь в этом вопросе появилась какая-то зыбкость, и она делает людей несчастными. “Призрак Ивана Грозного витает над нами до сих пор” — На днях начнутся съемки вашего фильма “Иван Грозный и митрополит Филипп”. Почему вы из всей биографии Ивана IV выбрали именно его противостояние со святителем Филиппом? — Святитель Филипп был замечательный, совершенно необыкновенный человек. Русский святой и русский Леонардо да Винчи. Он же был великий изобретатель: строил у себя в Соловецком монастыре, где был игуменом, какие-то мельницы, автоматы по разливанию кваса, какие-то портомойни. Все его хозяйство было удивительно по тем временам механизировано. Он виноград выращивал на Севере! Невероятный гений. В то же время — человек принципиальный, убежденный, пустынник. Старого боярского рода Колычевых. Красивый. Редчайшее существо. А фигура Грозного — одна из главных в русской истории. Мне кажется, призрак его до сих пор еще над нами витает. Приближаясь или отдаляясь, но он все время присутствует в нашей жизни. Их с митрополитом Филиппом (в миру — Федором Колычевым) коллизия — большая редкость в нашей истории, когда иерарх церкви обличал власть с христианских позиций. Мне кажется, что это — необыкновенно прекрасный, волнующий момент. Митрополит шел на мучения и понимал это. — Иван Грозный — тоже яркая личность. — Совершенно неординарный человек: писатель, поэт, музыкант — разумеется, церковный, светского искусства тогда не было. Один из самых образованных людей своего времени. Его слог, его письма, заметки — в них виден такой мощный талант… Самое интересное — они с Филиппом друг друга любили. Неспроста Грозный в сложную для себя минуту позвал в Москву Филиппа из Соловецкого монастыря. Их с юности связывали близкие отношения. Это и есть, когда жизнь, судьба, история сплелись в такой тугой узел. Они сцепились — каждый со своим взглядом на мир — в своем противостоянии. Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Казалось, каждый по-своему прав. Но Филипп пошел на христианский подвиг и принес себя в жертву, с надеждой остановить Грозного в период опричнины. И, думаю, он много сделал для перемен в душе Ивана, который стал постепенно от опричнины отходить. “Мне с Эйзенштейном не соперничать” — Толчком к созданию фильма стал момент на съемках “Острова”, когда вы увидели в Петре Мамонове сходство с Иваном Грозным? — Сейчас покажу. (Достает фотографии Петра Мамонова в гриме и костюме Ивана Грозного. — В.Г.) Видите, какой? Грим минимальный, борода его собственная. Я увидел в нем Грозного в сцене, где его герой, монах, сжигает сапоги настоятеля. Было в Пете в тот момент какое-то особое состояние юродства, раздвоения. Он там был и злым даже, и в то же время вел настоятеля к некоторому катарсическому переживанию. И идея фильма об Иване Грозном засела мне в голову очень крепко. — Почему для роли митрополита Филиппа вы выбрали Янковского? — Он замечательный актер, все может сыграть, глубоко сыграть. Потом, я искал лик. Бывает ведь такое: идешь от глаз человека, от его лба, от выражения лица. — Как Олег Иванович отнесся к вашему предложению? — С большим интересом, с огромной охотой. Он в таком состоянии, когда хочется играть сущностные роли. Можно ли сыграть святого? Я не знаю. Ужасно страшно! Как его очеловечить?.. Я прямо с замиранием сердца к этому отношусь. — Картина Эйзенштейна “Иван Грозный” была таким, грубо говоря, фильмом-балетом. Каждое движение актеров выстроено. Красиво, но неестественно. — Мне с Эйзенштейном не соперничать. Здесь совершенно другая вещь — скромная история двух лет жизни и отношений двух людей. Но мне хотелось бы, чтобы это стало реальностью. Чтобы Грозный и Филипп стали реальностью. Чтобы улицы Москвы XVI века были реальными. “Суздальский кремль сыграет роль Москвы” — Натурные съемки пройдут в Суздале? — Мы там сделали большущую декорацию на подъезде к Спасо-Евфимьевскому монастырю. Строим и внутри Суздальского кремля, который сыграет роль Москвы. К существующим белокаменным постройкам подстраиваем терема деревянные, все время комбинируем камень и дерево. Построили большой фрагмент старой Москвы: сторожевая башня на въезде, огромная улица с домами, с литейным двором, с лубяным торгом, два моста. Всем заправляет художник-постановщик Сергей Иванов. С ним работает замечательная команда художников. Вообще, для этого фильма мне хотелось собрать все самое лучшее. Автор сценария — замечательный пермский писатель Алексей Иванов. — И оператор из Америки, который снимал фильмы, получившие “Оскар”? — Том Стерн, который работает с Клинтом Иствудом: “Малышка на миллион долларов”, “Письма с Иводзимы”. Наш мир кино необыкновенно развращенный. Как ни странно, операторов у нас совсем нет. Те люди, которым я давал сценарий, просто забывали его прочесть. А когда я послал сценарий Тому Стерну, он через три дня его прочитал, а через пять дней все знал про Ивана Грозного. Потом посмотрел два раза “Остров” и прилетел в Москву. И я увидел его творческое, трепетное отношение. Мы не можем ему заплатить столько, сколько платит Иствуд. И все равно там у людей еще осталось желание заниматься интересным, делать искусство. Это то, чего я все меньше вижу здесь. — Есть надежда, что чудо успеха “Острова” повторится? — Надо сказать, что “Иван Грозный” состоялся благодаря Андрею Бородину, которому я бесконечно благодарен. Конечно, чудо редко повторяется. Но, с другой стороны, тема животрепещущая и важная. Все кричат, что население России очень нищее. Наверное, никто не помнит, как было при советской власти. Мои родители в 60—70-е годы моей няньке в Рязанскую область отправляли мешки с сухарями, баранками, сахаром… Нет, не в том дело, что люди сейчас еще больше обнищали. Наша беда — в отсутствии смыслов и цели. Поход в супермаркет не может быть целью. Смена шампуня не наполняет жизнь смыслом. Может, чуть-чуть наполняет, но потом все равно смывается. Материальное потребление, которое предложено России, не наполняет души людей. Поэтому под всем весельем, всем приколом этим постоянным, есть чувство пустоты. Смятение, страх, неуверенность. Я чувствую это очень сильно и пытаюсь возвращаться к смыслам. “Остров” был первым шагом. “Иван Грозный” — продолжение пути. “Иван Грозный карал за отсутствие любви” — Вы как-то сказали, что, по вашему мнению, у Ивана Грозного была большая жажда любви. И во многом от этого, как ни парадоксально, шли его зверства — казни, пытки, опричнина… — Конечно, он же художник! Художнику очень нужна любовь. Не знаю, надо ли иметь художников и поэтов в качестве царей и президентов. Думаю, что не надо. Вот в Пете Мамонове еще осталась закваска рок-музыканта. Ему еще нужны эта энергия зала, поклонение, узнавание. И это при его огромной духовности, большой аскезе — он себя смиряет, работает над собой. Но от старой привычки так просто не уйдешь. Так вот, мне кажется, что опричнина должна была карать народ за отсутствие любви. Мало любят, не верят, — а надо, чтобы как в Бога верили, чтобы любили больше, чем себя. Тогда бы и пшеница росла, и война сама собой выигрывалась. Этим Грозный был похож на Сталина, хотя как личность был гораздо крупнее, мощнее, образованнее. А когда карают за отсутствие любви, другая вина не очень существенна — все виноваты. Все недолюбили, все в душе своей что-то против правителя хоть раз да подумали. Поэтому не так важно, кого карать, — можно карать любого. И вот эта анонимность наказания, которая была при Сталине, — она, наверное, была и при Грозном. Все виноваты… Не знаю, то ли я говорю?.. Может, не надо это говорить?.. — Почему не надо? Вы пытаетесь стать на точку зрения тирана. Другое дело, что в его поступках большая доля патологии. — Есть сейчас секты, выступающие за канонизацию Ивана Грозного. И есть недвусмысленный ответ патриарха Алексия II, который придерживается противоположной позиции. Он говорит, что церковь не может канонизировать тиранов, душегубцев. Не может быть так, чтобы один святой убил другого, такого в церкви не бывает, а святость Филиппа очевидна — например, чудеса от его мощей. Но если канонизировать Ивана Грозного, найдутся люди, готовые и Сталина канонизировать. “Наши люди любят тиранов” — Кто-то заметил, что в России между властью и народом всегда были особые, обоюдно страстные отношения — как в любви, где может быть и ненависть, и ревность, и чего только не понамешано. — Мне тоже так кажется. По крайней мере, эти отношения в России никогда не развиваются по пути договора, контракта, как в западных странах. На четыре года президент приходит — и это его контракт. У нас это перерастает во что-то большее. Что странно: люди любят строгих учителей, вспоминают с удовольствием армию, где их били и унижали. Есть в этом какой-то особый комплекс — любви к силе, вынимающей всю душу. Есть любовь к тиранам. И в том числе люди вспоминают об Иване Грозном заинтересованно, любовно, считают, что он был выдающимся деятелем. — Вы тоже считаете его таким? — Я меньше всего хочу разоблачать Грозного. Скорее пытаюсь понять этот человеческий тип. Мне кажется, он очень мучился и страдал от самого себя. И действительно раскаивался. Снова грешил и снова каялся. Это какая-то очень глубокая матрица русского характера. Второй русский характер — это Филипп. Они, видимо, друг друга дополняют и необходимы друг другу. Истинно шекспировское, трагическое сцепление двух личностей. Оно, конечно, является главным в нашем фильме. Люди в какой-то духовной сцепке. Одного она поднимает к вершинам святости, а другого почему-то опускает в безумие, в жестокость. Это единое движение — вверх и вниз — очень интересно почувствовать. — В XX веке были разные периоды отношения к Ивану Грозному. Апологетика при Сталине, породившая шедевр Эйзенштейна “Иван Грозный”. А после перестройки — другая крайность: стали копаться в его извращениях, в мерзости “кремлевских тайн”. Теперь настало время более взвешенного взгляда? — Никто не даст ответа на главные вопросы: кто мы, куда мы идем, какие мы? Но очевидно, что есть некоторое особое состояние России, путь России. Есть замысел какой-то по поводу России. И в понимании этих смыслов мы все должны делать свою маленькую, муравьиную работу поиска ответов на эти огромные вопросы. Хоть какой-то камушек, кирпичик положить. Мне кажется, это волнует людей. С молодежью же очень сильно работают: растят людей, для которых главное в жизни — потребление. Во многом это удалось. Но все равно у людей есть ощущение своего одиночества, желание найти что-то общее, понять свою историю. Это стремление ни одна философия супермаркета не подавит. Как сказала одна девочка на моей встрече со зрителями: “Вам не кажется, что у нас украли жизнь?..” Меня этот вопрос из уст красивой, молодой девушки глубоко потряс. Валерия Горелова

Яна: Интервью более чем любопытное. Так и канонизировать Иоанна можно предложить. ИМХО.

Яна: Оказалось что в бумажном варианте к интервью из МК фото прилагается. VA: Спасибо за сканирование. Фото немного отредактировано.

Татьяна: Репортаж о съемках фильма теперь уже в Московском выпуске "КП": "Под Суздалем снимается фильм по сценарию Алексея Иванова" (даю только ссылку, т.к. содержание мало чем отличается от публикации во Владимирском выпуске)

МК: Сегодня вечером вы сможете увидеть на неофициальном сайте подборку фотографий из Суздаля (33 шт), в т.ч. со съемок фильма "Иван Грозный...". Автор снимков - ваша покорная слуга. Исходный размер фотографий очень большой, поэтому я немного уменьшила их для удобства размещения на сайте.

МК: МК пишет: подборку фотографий из Суздаля "Над воссозданием Москвы XVI века с утра и дотемна трудились больше сотни человек. В отличие от наспех слепленных декораций из фанеры, для этой картины все дома, церкви и постройки построены из натуральных сосны и ели. Уже готов "литейный цех", в котором герои будущей картины будут лить пушки и колокола. Ютятся старинные избы. Даже Земляные ворота поставили - воссозданные по старинным гравюрам... Опричный дворец, о виде которого до сих пор спорят историки, построен на территории Спасо-Евфимиевского монастыря". Из личного дневника пользователя Сети.

Алла: Я сегодня утречком пробежалась по фотографиям( правда пока бегло) - здорово!!!

Sunlight: национальный кинопортал film.ru Выдержки из статьи Виселицы гостеприимного Суздаля Текст: Ксения Рождественская, фото: Ксения Рождественская В Суздале прошел фестиваль анимации. Жителям и гостям города пришлось делить внимание между мультфильмами и съемочной площадкой "Ивана Грозного", в которую Павел Лунгин превратил город. Ночью в Суздале фонари горят не везде, в некоторых местах их не было со времен Ивана Грозного. Людям пьяным, неуклюжим и неместным лучше на улицу не выходить: скользко, темно, а еще и местная речка подкрадывается в самых неожиданных местах. Между двумя мостиками через речку, под стенами Спасо-Евфимьевского монастыря, возводятся деревянные постройки сложной формы — для съемок фильма Павла Лунгина об Иване Грозном. Кажется, даже есть одна юрта. "Я на объекте "Старая Москва", — в полной темноте передает кому-то по телефону шифровку подозрительный тип, околачиваясь возле юрты. Мимо бродят добродушные, неуклюжие и неместные люди, приехавшие на Суздальский анимационный фестиваль. В свободное от мультиков время все толпились на площади у местного Кремля: там снимался фильм про Ивана Грозного. Площадь у Кремля застроена типичными старомосковскими виселицами. На фестивальном капустнике ведущий, Вадим Жук, не удержался от шутки: "Вы все, конечно, видели виселицы, дыбы и другие приспособления, которыми нас встречает гостеприимный город Суздаль". Не только видели, но и пытались прорваться поближе к съемочной группе. Но посторонних, мечтавших прикоснуться к кремлевским виселицам, на площадь не пропускали. Петр Мамонов, который у Лунгина играет самого Ивана Грозного, появится, говорят, только в начале марта. В ожидании царя съемочная группа вешает массовку. В перерыве между съемками бояре и стрельцы выходили к народу, народ уважительно спрашивал: "А у вас эти... топоры острые?" Топоры, они же бердыши, были тупыми. Вдруг прошел слух, что ночью Лунгин собрался снимать оргию, и что сотрудницы местных музеев чуть ли не в очередь встают, чтобы поучаствовать в массовке. Зрительницы анимационного фестиваля начали вслух размышлять, не пойти ли и им сняться в оргии, но так как почти все приехали на фестиваль с детьми, идея эта была с сожалением отвергнута: ночью все-таки прохладно, дети могут простудиться. На виселице кто-то висел. Еще одного смутьяна собирались поджигать, огонь занимался плохо. "Что снимают?" — спросила деловая девушка с фотоаппаратом. — "Ивана Грозного", — ответил ей кто-то. — "А его разве не сняли уже в 1944 году? Эйзенштейн?" — блеснула эрудицией девушка. Ее собеседник пожал плечами: "Ну, римейк. Пора уже".

Аня: Газета "Московский комсомолец", четверг 03 апреля 2008 года То, что не получается у ученых, создают кинематографисты. Cъемочная группа под руководством Павла Лунгина практически построила в Суздале машину времени — ради нового фильма “Иван Грозный и митрополит Филипп”. Посаженные на кол государственные преступники, реки крови, Петр Мамонов в роли царя, Олег Янковский — митрополита... Репортер “МК” внимательно наблюдал, как Павел Лунгин и его актеры на протяжении нескольких дней погружались в ужасы опричнины. Древняя столица Российского государства волей режиссера Павла Лунгина и съемочной группы нового фильма с рабочим названием “Иван Грозный и митрополит Филипп” до лета обосновалась в Суздале. Москву времен Хуана Безумного, как прозвали самодержца западные правители, художники-декораторы построили в 10 минутах езды от центра Суздаля. С белокаменным еще Кремлем, с деревянными постройками без единого гвоздя. Словно на машине времени переносишься из XXI столетия на пять веков назад. Это путешествие сквозь пространство и время вместе со съемочной группой совершил корреспондент “МК”. Два с половиной часа на электричке до Владимира, потом еще 40 минут на машине до Суздаля, и вместо небоскребов из стекла и бетона — древние строения XVI века, а вместо джинсов и модных курток — боярские шубы и кафтаны черни. В пределах городских ворот все чинно, достойно и по-своему красиво. А вот за ними вдоль тракта, сколько хватает взгляда, — виселицы и колы, на которые безжалостно насажены тела государевых изменников. Босх отдыхает. Митрополит с трубкой По этой дороге мертвых и везет обоз в Москву игумена Филиппа (в миру — Федора Колычева), призванного Грозным на русскую митрополию. Известно, что приехавший в столицу Филипп, узрев царские безобразия, попытался от высокого святого сана отказаться. Царь чуть не на коленях уговорил Колычева взять на себя духовные заботы о стране. Филипп согласился и поплатился за это: став неугоден Ивану, был лишен сана и сослан в острог. За камерой — Том Стерн, оператор большинства фильмов Клинта Иствуда, включая оскароносные “Малышку на миллион” и “Письма с Иводзимы”. Так что голливудская картинка с размахом фильму Лунгина обеспечена. И, конечно, у режиссера с оператором то и дело случаются творческие споры. Павел Семенович, как всякий русский, хотел бы видеть в кадре пространство. А манера Стерна диктует насыщенность картинки. Но к консенсусу приходят всегда. Снимают тщательно. Если в дубле не нравится какая-нибудь мелочь, повторяют кадр. А не устроить может все что угодно — от забредшей в кадр шальной козы до того, что конь отклонился от траектории движения. Дело долгое, терпения всем надо много, поэтому исполнитель роли Филиппа Олег Янковский даже на съемочной площадке не расстается со своей трубкой. Во время дубля прячет ее в широких рукавах шубы. А в перерыве достает и с наслаждением затягивается. Подвиг Домогарова Путешествие во времена опричнины не для всех и не всегда бывает гладким. В день, когда корр. “МК” прибыл в Суздаль, в городе случился мощный снегопад. И это в конце-то марта. А к трем часам ночи из Москвы ждали исполнителя роли Басманова — Александра Домогарова. В результате обычное сорокаминутное путешествие от Владимира до Суздаля обернулось для актера четырехчасовой многострадальной эпопеей. На следующий день за ужином, все еще переживая случившееся, Александр рассказывал “МК”: — Началось все с того, что в Москве водитель перепутал вокзалы и привез меня на Ярославский вместо Курского. Там в центре зала я и стоял, привлекая всеобщее внимание, пока ситуация не стала критической и милиционеры не помогли мне спрятаться от поклонниц в VIP-зале. Но по сравнению с тем, что было по дороге в Суздаль, мои столичные проблемы оказались мелкими неприятностями. Снегу навалило столько, что передвигались мы со скоростью пять километров в час. Когда машина забуксовала, пришлось выйти и помогать водителю ее толкать. Благодаря подоспевшим на помощь сотрудникам МЧС к пяти утра я оказался в гостинице. Там из корпуса в корпус пришлось идти по пояс в снегу, а потом обратно, поскольку выяснилось, что не срабатывает замок в моем номере. Девушки-администраторы утверждали потом, что я при этом еще и улыбался и был довольно обходителен. Я же помню, что, насквозь мокрый и уставший, только и мог что матом ругаться, но, видимо, марку держал на автопилоте. Уснув в то утро около 7.00, в 11.00 стоический Домогаров был уже на съемочной площадке. Где ругаться в свою очередь хотелось уже Лунгину. — Да что это такое? — интеллигентно негодовал он. — Вчера снимали сцену без снега, а сегодня тот же эпизод, а в кадре сугробы и с неба сыплет. Получится в кадре как по волшебству: то есть снег, то нет его. — Да не переживайте вы так, Павел Семенович, — успокаивал друга Янковский. — Мы же про Россию кино снимаем. А погода у нас, как и страна, непредсказуемая. Пять минут назад ни снежинки — и вдруг снегу навалило. Так что зритель нас поймет. Пластилиновый Мамонов Скоро становится понятно, что неожиданно выпавший снег только в помощь. На его фоне царь на цветном ковре и свита в ярких расписных костюмах смотрятся еще величественнее. Даже манекены-висельники уже не так омрачают окружающую действительность. — Чего это у нас “покойники” такие румяные? — вопрошает группу Лунгин. — Надо бы их пострашнее сделать. Манекенам тут же дорисовывают дополнительные кровоподтеки, закидывают их снегом, чтобы выглядели еще печальнее. Между тем на мосту разыгрывается трагическая сцена. Иван Грозный (Петр Мамонов) на коленях умоляет Филиппа не оставлять его и народ. Приближенные — Малюта Скуратов (Юрий Кузнецов) и Басманов—Домогаров — от такой ситуации не в восторге, но терпят. От того, что делает на съемочной площадке Мамонов, — мурашки по коже. Простая вроде бы реплика: “Митрополит, не покидай раба своего смятенного. Близок Страшный суд, кто за меня заступится? Смерть мне без митрополита. Вернись, батюшка! Всем миром пред тобой колена преклоняем. Осиротел народ без митрополита”. Но дубль за дублем это полупокаяние-полумольба превращается в исполнении Мамонова в апокалиптическую истерику на грани неотступно надвигающейся смерти. Кажется, еще немного — и актеру понадобится медицинская помощь. Нервы у всех окружающих от этого душевного вопля на пределе. Вот у кого-то из массовки, играющей ползущий за царем и вопяще-рыдающий народ, становится плохо с сердцем. Одна из статисток, странного вида (бритая налысо, лишь челка оставлена) женщина, не в состоянии сдержать нахлынувших чувств, рыдает взахлеб. Вот она, сила воздействия мощного таланта актера, который позволяет ему с полным правом прикасаться к славе Иоанна Васильевича без ущерба для собственного здоровья. Хотя роль этого царя для многих актеров становилась роковой. Александр Михайлов, репетируя Грозного в театре, попал в реанимацию. Та же роль стала последней киноработой Евгения Евстигнеева. В паузе между дублями для разрядки актеры пытаются шутить. Хотя то и дело возникающие гомерические приступы хохота и раздражают режиссера. “Серьезную сцену снимаем, господа, — сердится Лунгин. — Нельзя ли потише?” Тем временем Мамонов абсолютно спокойно, как будто и не было только что нескольких сложных дублей, делится с “МК” своими профессиональными секретами: — Главное ведь не впускать в себя слишком глубоко все дьявольское, что было в Иване Васильевиче. Да и как иначе, если он за свою жизнь восемь жен поменял. Начнешь тут самолично головы рубить. А если серьезно, то основная его беда, на мой взгляд, в неровности нравственного существования. Да, он страшно грешил. Потом неистово каялся. И не было баланса в его душе. И не было спокойствия в его сердце. Я не пытаюсь в этой роли ни осудить Грозного, ни оправдать его. Я же пластилиновый актер. Мне Лунгин сказал: “Прыгай на полку”, я и прыгаю. В таком кино особенно важно без самодеятельности. Вот костюмы на нас видите какие: каждый — произведение искусства. Это оружейная палата просто. А я вот боюсь, как бы за этим великолепием лица не потерять, удержать образ. Зачем сейчас фильм о Грозном?.. А вот вы оставьте на московском вокзале чемодан на пять минут. Что будет? Правильно — чемодана не будет. Вот чтобы с нашей страной не случилось лет через пятьдесят, как с этим чемоданом, сегодня необходимы фильмы о нашем прошлом, о нашей истории. Я вот недавно с женой созванивался. “Все, — говорю, — теперь мой адрес: Красная площадь. “Главное, чтобы не дом номер один”, — отвечает она. По вечерам на общие ужины Мамонов не ходит — он снял отдельную комнату, где варит постный суп, молится и предается философствованию. Иногда один, а иногда в компании с Кузнецовым, играющим в картине Малюту Скуратова. Для Юрия Александровича мудрые беседы с Петром Николаевичем — как бальзам на душу. Крещение от Охлобыстина Петр Николаевич утверждает, что фильм этот даже не о его персонаже, а о митрополите Филиппе. На Янковском в самом деле многое держится в фильме. Вот он и бережет силы. Каждый вечер покидает теплую компанию, заседающую в ресторане гостиницы и обсуждающую все — от погоды и политики до кино и религии, раньше всех. По Олегу Ивановичу можно сверять часы. “Ну, я пошел спать”, — говорит он ежевечерне в 23.30 и ни минутой позже. На приколы-соблазны своего коллеги Ивана Охлобыстина, играющего в картине Вассиана, — например, предложение сходить посмотреть местный стриптиз, — Янковский реагирует стойко. Не зря же играет монаха-игумена с Соловков. Охлобыстин хоть и весельчак и балагур, но в вопросах православной веры — первый знаток. Как известно, бывший хулиган вот уже несколько лет совмещает лицедейство и службу в храме на Софийской набережной. Здесь среди прихожан отца Иоанна — и кинозвезда Екатерина Васильева, и только что избранный Президент РФ Дмитрий Медведев. И именно к Охлобыстину обратился за советом Янковский, когда возник вопрос о том, как держать пальцы при крещении Филиппу. Вроде бы эпизод, в котором новоизбранный митрополит осеняет всех крестным знамением, небольшой, да и руки актера на общем плане не видны. Но этот штрих очень важен для Янковского. И помощь отца Иоанна весьма кстати. — Играть человека, о котором до сих пор не так много известно даже историкам, интересно, — поведал “МК” Янковский. — Тем более тут парадоксальная ситуация: о Грозном, который залил все вокруг себя кровью, россияне знают гораздо больше, чем о Филиппе, который жизнь положил на то, чтобы этому кровопролитию пришел конец. Главное для нас, не расставляя явных акцентов, сыграть две равные по степени влияния персоны, две равновеликие исторические фигуры. И вдвойне захватывающе играть рядом с таким нравственно мощным актером, как Мамонов. Мы, мне кажется, достойны друг друга. — Да, мы не собираемся расставлять точки над “I”: дескать, этот хорош, а тот плох, тот свят, а этот грешен, — продолжает мысль Олега Ивановича Лунгин. — Мне и Грозного неинтересно показывать абсолютным тираном. Скорее это мощнейшая личность, которая по плечу лишь Мамонову. И Филиппу ничто человеческое не чуждо. Лысый и без бороды Иван Охлобыстин в мирском мало похож на священника, а в костюме полушута-полуюродивого Вассиана и подавно. Еще совсем недавно актер появлялся на людях только в рясе и при длинных волосах. А сегодня он почти налысо стрижен и ничем не напоминает служителя культа. В свободное от съемок время наслаждается красотами Суздаля. — К счастью, я сумел отговориться от искусственной растительности на лице, — радостно делится с “МК” Иван. — Мне приходилось играть бородатые роли. Это мука. Когда от наклеенной бороды ужасно чешется лицо, а почесать нет никакой возможности. Если снимают на холоде и не в павильоне, используется специальный сверхстойкий крем, сильно раздражающий кожу. Так что не завидую я ни Юрию Александровичу Кузнецову, ни Домогарову, ни Олегу Ивановичу Янковскому, у которого в нашем фильме особенно сложный грим. И он, чтобы пообедать, не может отклеить свою бороду, ждет окончания съемок. Что касается моего героя, то я буквально накануне обратил внимание, что его ни разу никто не называет по имени. А если учесть, что Грозный Вассиана по сценарию убивает, то напрашивается аналогия с Василием Блаженным. Я уже сказал Лунгину, что, если в фильме хоть раз прозвучит имя Вассиан, то зритель его забудет, но ассоциации с Василием Блаженным в подсознании останутся. Я был бы не против такого расклада. Павел Семенович обещал подумать, и я его дожму. Надо еще в Суздаль всю семью привезти — жену и шестерых детей. Я уже и домик им снял. Устрою им жесткий десант по местным монастырям, город покажу. Пусть на них благодать Божья сойдет. Ярослав Щедров. Суздаль. Фото Алексея Дружинина.

АЛ: А на Ярослевке VIP-зал есть? Я что-то не совсем поняла, вокзал-то тут причем? Они, что, в Суздаль ехали на электричке через Владимир?

Татьяна: С подачи Аллы небольшой репортаж о съемках фильма из питерского журнала "Панорама ТВ"(№14):

Татьяна: Несколько фото с сайта PhotoXPress (увы, с логотипами)

Алла: Ничего, тут только на одной логотип на лице, а остальные нормально Спасибо,Таня!

Татьяна: И еще один репортаж о съемках: "Аргументы и Факты", № 15, 9 апреля 2008г. Грозный Мамонов. Бывший рокер сыграл самого кровавого русского царя Юлия Шигарева «АиФ» побывал на съёмочной площадке нового фильма Павла Лунгина «Иван Грозный и митрополит Филипп» НА ПЛОЩАДКЕ собрались исключительно звёзды: Олег Янковский (митрополит Филипп), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин, Вилле Хаапасало, Алексей Макаров и пр. Сценарий написал модный нынче писатель Алексей Иванов («Золото бунта», «Сердце Пармы»), оператор - Том Стерн, работавший с Клинтом Иствудом на фильмах «Письма с Иводзимы», «Малышка на миллион» и др. Но самое большое внимание, конечно же, приковано к исполнителю главной роли - Петру Мамонову. То, что Ивана Грозного будет играть именно Пётр Николаевич, Лунгин понял ещё во время съёмок фильма «Остров». «В какой-то момент я увидел совсем другое лицо Петра - оно словно наплыло на меня, - рассказывает режиссёр. - И я вдруг понял, что его фактура, в которой смесь и набожности, и юродивости, и искренности, - это ключ к образу Ивана Грозного. Ведь он был очень противоречивой фигурой - днём казнил, а ночами стоял и молился. Мне кажется, благодаря Мамонову мы увидим неожиданного и правдивого Грозного». В Суздале, где специально для съёмок «Ивана Грозного и митрополита Филиппа» был выстроен фрагмент Москвы ХVI века, Мамонов живёт затворником. Со съёмочной площадки сразу же уходит в квартиру, которую сняли для него. Как объясняют близкие к Петру Николаевичу люди, он боится расплескать ту энергетику, которая необходима для роли. А энергетика у Мамонова невероятная. …Шла съёмка одной из заключительных сцен фильма. Грозный сидит на троне посередине площади. «Где мой народ?» - восклицает царь. Камера медленно обводит огромное пустынное пространство. И тогда Грозный начинает читать молитву. Как и в «Острове», Мамонов не играл, а молился по-настоящему - истово, не жалея души. И у стоящих на площадке людей от этой пронзительной искренности побежали мурашки. «Пару фильмов назад я работал с Бенисио Дель Торо. На мой взгляд, эти два парня - Бенисио и Пётр - очень похожи, - говорит оператор Том Стерн. - Невероятно интеллигентные, но в то же время - сильные лидеры. Мамонов включает интуицию, создавая свой персонаж, но при этом прокладывает чёткую границу между собой и героем. Иначе произойдёт взрыв, и актёра погубит его собственный талант». Съёмочный период пришёлся как раз на Великий пост, но святые отцы разрешили Мамонову сделать послабление и есть рыбу - актёр просто не выдержал бы сумасшедшего графика съёмок. Простая, казалось бы, сцена - царь проходит по анфиладе комнат, а бояре и прислужники тем временем облачают его в парадные одежды - стала настоящим испытанием на выносливость. На Мамонова надевали пять кафтанов, и каждый - воистину царский: бархат, атлас, парча, золотое шитьё. Общий вес одеяний - больше 12 кг! А дублей надо было сделать не один и даже не пять! Несладко пришлось на съёмочной площадке и Александру Домогарову. Его герой должен был проскакать на коне по снежному лесу. Александр, прекрасный наездник, решил обойтись без каскадёров. Но снег оказался гораздо глубже, чем ему показалось. Актёр слетел с коня и повредил плечо. К счастью, врачи диагностировали не перелом, а сильный ушиб. И уже на следующий день Домогаров снова был в седле, пряча наложенную повязку под боярским кафтаном. А впереди у актёров - одна из самых сложных сцен: гладиаторские бои по-русски. Была у Грозного такая забава - кинуть попавших в опалу бояр в клетку с медведями и наблюдать за тем, как косолапый ломает жертву. Но актёры надеются на то, что Мишка окажется талантливым артистом. И главное - миролюбивым А фото здесь уже известное: без логотипа, но мааааахонькое Фотограф Сергей ИВАНОВ.

VA: Газеты на съемочной площадке выстроились в ряд или взяли в плотное окружение...

Алла: Таня, ничего, что маленькое, самое главное( и приятно глазу), что без логотипа Вера, вот это точно. Ощущение, что журналистов скоро там будет больше, чем артистов.

Алла: Возвращаясь к тому, что журналистов на съёмках много, мне вот что подумалось. Слишком доступен такой вот лакомый кусочек. В Мегаполисе попробуй найди, где проходят съёмки( особенно, если где-то в помещение...), а велика ли Суздаль...Там наверное любого спроси, где кино снимается - даже школьник укажет верный путь.Ну как этим не воспользоваться. Да ещё кино историческое. Вот и слетается туда пресса. ( опять же , как говорится чисто моё мнение )

Sunlight: тут и тут можно посмотреть видеоролики о съемках фильма

Татьяна: Еще одно из изданий, "взявших в осаду" съемочную площадку - еженедельник "Собеседник"

Алла: "Надменный", "автограф не даёт". Ага, сначала помучились бы добираясь по снегу, получили бы травму...Посмотрела бы я потом на них

Татьяна: И еще из "стана" "осаждающих" - Владимирская областная газета "Призыв" (материал, правда, месячной давности, но попался только сейчас) А здесь мне просто понравились фотографии

VA: Ну было бы странным, если бы пресса обошла вниманием съемки такого фильма такого режиссера. Понятен интерес прессы. Понятно и желание создателей "Ивана..." оградить процесс съемок от назойливости журналистов.

Татьяна: Из фотоальбома Annathedreamer на Яндексе Правда, в "Годунова" перекрестили...



полная версия страницы